Российский деловой мир считается преимущественно мужским. Ведь бизнес — это жесткая конкуренция, постоянные стрессы и ненормированный рабочий день. Многие российские мужчины считают эту нагрузку лишней для представительниц прекрасной половины человечества. И отношение бизнесменов к своим коллегам слабого пола часто скептическое. Но только до тех пор, пока не будут проведены первые переговоры с очаровательными владелицами собственных предприятий: после них все сомнения в профессионализме и цепкости российских бизнесвумен исчезают бесследно. А уж если мужчина вторгается в область бизнеса, в которой давно и прочно правят женщины, ему остается только признать, что у деловых качеств половые признаки отсутствуют.
Женские заботы. Нежелание проводить дни в душных офисах и потребность самореализации заставляет женщин, причем как совсем молодых, так и тех, кто уже успел поработать в различных компаниях на разных должностях, создать свое дело. Женский бизнес в России начал активно развиваться 10 лет назад. Типичные для прекрасного пола компании — салоны красоты, дизайн-студии, кадровые агентства, аптеки, центры матери и ребенка, турфирмы, частные детские сады, школы и курсы иностранных языков. «Около 90% столичных салонов красоты принадлежит женщинам. Хозяйками около 70% всех продаваемых нами салонов становятся дамы — они покупают предприятия сами или получают их в подарок от мужчин, — говорит генеральный директор компании «Магазин инвестиций» Сергей Тушевский. — Большим спросом пользуются аптеки, на третье место по популярности у женщин я бы поставил туристический бизнес». Кроме того, часто собственные компании бизнеследи создают на базе прошлого карьерного опыта — уволившись из чужого офиса, они открывают конкурирующую фирму.
По мнению специалистов, женщины предпочитают открывать предприятия в отрасли малого бизнеса, такие, чтобы их работу обеспечивали не более 100 человек. При этом размах фирм через два-три года часто достигает солидных размеров: открываются новые филиалы, появляются побочные предприятия, заключаются партнерские соглашения с крупными игроками отрасли.
Доходное место. Женщины более предусмотрительны и аккуратны по своей природе. Психологи считают, что они крайне пристально изучают интересующую их нишу, прежде чем открыть свое дело. Первое, что следует учесть, — это размер капитала, имеющегося для создания бизнеса. Наиболее дороги крупные производственные предприятия и салоны красоты. Они обходятся инвесторам в сумму от $30 тыс. до $300 тыс. Средний центр красоты способен принести от $100 за квадратный метр общей площади в месяц, а для столицы нормальным показателем считается $150-200. Принцип «чем больше места, тем больше денег» здесь чаще всего работает бесперебойно: с каждого кресла мастера инвестор получает дополнительный доход. При этом по санитарным нормам во всех центрах косметологии должны быть подсобные помещения, комната отдыха для персонала и кабинет руководителя, так что для собственников площадь имеет немаловажное значение, особенно при росте цен на недвижимость. Веллнесс-услуги востребованы у потребителей (несмотря на то, что новые предприятия появляются вот уже несколько лет подряд, как грибы после дождя), а значит — и у инвесторов.
Особенно перспективным направлением считаются сегодня салоны и клубы эконом-класса в спальных районах столицы — именно таких пока не хватает, ниша готова принять, по некоторым оценкам, еще около 3 тыс. новых предприятий. Сегодня в Москве около 2,5 тыс. салонов красоты, а в крупных европейских городах, таких как Париж, Лондон, Мадрид, — свыше 10 тыс.
«Конкуренция невероятно высока, поэтому привлечение клиентов — одна из самых больших проблем в бизнесе красоты и здоровья. Чтобы выжить на рынке, необходимо найти «изюминку», на которой будет строиться вся философия предприятия. Без этого успех невозможен, — рассказывает владелица центра косметологии «Шарман» Татьяна Волкова. — У нас, например, весь интерьер построен по принципам фэн-шуй (наука об организации жизненного пространства), другие салоны ищут новые идеи, воплощают их — и только тогда побеждают».
То же можно сказать о туристическом бизнесе — особенно это касается экзотических направлений и поездок в Европу. Однако бизнес это нестабильный, связан с частыми поездками и нередко требует больших затрат на рекламу. При этом стоит своя турфирма недорого, это один из самых дешевых видов бизнеса: на него потребуется от $10 тыс. до $50 тыс., причем за $25-30 тыс. вы сможете приобрести уже вполне самостоятельное, успешно работающее агентство с собственной базой клиентов. Одним из существенных недостатков данного вида бизнеса является необходимость постоянного участия инвестора. «Перегрузки и стрессы — мои обычные спутники. Слишком большое количество различных факторов обеспечивают успех сделки: то не выдает посольство визу клиенту, то самолет не желает вылетать или билет в вагоне люкс не подтверждают, то клиент паспорт теряет. Основная трудность — постоянная нехватка времени», — рассказывает владелец и генеральный директор агентства «Географический клуб» Римма Быбина.
Столь близкая дамам область прекрасного как нельзя лучше воплощается в сфере дизайна. Модельеров и мастеров интерьера среди дам много, но инвестируют в бизнес в основном мужчины. Как правило, это давние знакомые, например сокурсники. Если владеет студией женщина, то наверняка поблизости найдется ее партнер-мужчина, муж или друг. «Я служу неким барьером между внутренним миром студии и внешними раздражителями со всеми вытекающими сложностями: расчетами, договорами с клиентами, — рассказывает совладелец дизайн-студии «Служба пейзажа» Светлана Яковлева. — Но самая основная проблема в нашем бизнесе — подбор кадров. Очень часто наниматься на работу приходят непрофессионалы, они приносят такие портфолио, какие еще семь лет назад и показать-то было стыдно. А сегодня институты, не имеющие никакого отношения к искусству, открывают факультеты графического дизайна, выпуская сомнительных специалистов. Это очень мешает работе».
Как правило, чем насыщеннее отрасль, тем жестче там конкуренция. Но есть сферы, способные вместить очень большое количество предприятий. Например, кадровый бизнес: растущее количество офисов, расширение компаний обеспечивает спрос на эти услуги. Правда, в последнее время открылось слишком много агентств по поиску домашнего персонала, и специалисты пока не советуют увеличивать их количество. А вот услуга по подбору сотрудников для работы в офисе (особенно редких профессий) очень востребована. На открытие кадрового агентства понадобится в среднем около $20 тыс., однако солидную сумму придется потратить на продвижение услуг и конкурентную борьбу.
Свой интерес. В отраслях бизнеса, полностью или даже частично оккупированных мужчинами, женщинам часто приходится непросто. Многие замечают, что даже банки менее охотно кредитуют дам на открытие собственного бизнеса, отказывая им под разными предлогами. И подчас конкуренцию с мужскими предприятиями выдержать невозможно.
Однако выход есть. Как мужчины создают клубы «по интересам» — сигарные, винные, футбольные и по игре в гольф, так и бизнеследи находят для себя исключительно «женские» отрасли бизнеса. Немного фантазии — и обычный бизнес превращается в предприятие «только для дам». Например, в Москве функционирует автосервис «Скарлет», где все сотрудники: от операторов до слесарей — женщины, включая и саму хозяйку. Ее бизнес успешен — автосервис пользуется большой популярностью. Услуги стоят недешево — ведь это эксклюзив.
Интересный подход к торговле лицензионными DVD придумали партнеры интернет-магазина для женщин Lady DVD Анна Отрощенко и Алла Шарандина. Помимо обычного каталога товаров, разделенного по жанровому принципу («посмеяться», «всплакнуть», «помечтать»), есть новинки проката и подарочные наборы дисков. Кроме того, на сайте существует раздел, призванный объединить постоянных клиентов: он включает в себя форум, тесты, новости кино, гороскопы. «Привлекать покупателей сложно, несмотря на то, что это не только женщины — одна пятая часть клиентов мужчины, приобретающие подарки дамам, — рассказывает Алла Шарандина. — Конкуренция невероятно высока, постоянно появляются магазины, в том числе торгующие лицензионным DVD. По сравнению с этим остальное — обычные житейские мелочи: поиск лучших оптовых баз, налаживание системы доставки и обратной связи, расширение ассортимента и поиск новых направлений». Бизнес в интернете обладает рядом достоинств: не нужно заботиться об аренде помещения под офис, что позволяет свести к минимуму затраты, реклама в сети также значительно дешевле обычной. Деньги, полученные за реализацию товара, можно сразу же вкладывать в новую партию, остаток же будет чистой прибылью. Кроме того, можно работать дома — это ценно для тех женщин, которые находятся в отпуске по уходу за детьми. С другой стороны, конкуренция в сегменте электронной торговли выше, чем где бы то ни было, а риски почтовой рассылки товаров, безналичного перевода денег и курьерской доставки довольно велики. Обычно бизнес во Всемирной сети на первых порах является для инвестора побочным.
В шоу-бизнесе киноиндустрия является сегодня одной из наиболее быстрорастущих сфер, и в нее не замедлили прийти женщины. Сейчас их очень много как среди режиссеров, сценаристов и владельцев кастинг-агентств, так и среди продюсеров. Но есть и те, кто уже заслужил себе бесспорное имя в индустрии. Совладелица и гендиректор компании BFG Media Production Римма Шульгина еще в 1988 году открыла свое дело, которое никакого отношения к кино не имело. «Это было швейное производство, созданное исключительно с целью заработка. Я тогда занималась журналистикой, которая большого дохода не давала. Позже я начала работать в кинобизнесе: продюсировала программы, потом фильмы. Сложнее всего — найти людей, способных воплотить мой замысел. Кино — бизнес, где качество конечного продукта зависит от работы многих специалистов, которых мы должны находить и привлекать к сотрудничеству», — говорит Римма Шульгина.
На естественном предназначении женщины — материнстве до недавнего времени делали бизнес в основном мужчины. Одной из первых бизнеследи, открывших собственные родильный дом и центр перинатальной диагностики (внутриутробного развития плода) была Инга Асратова, основавшая компанию «Евро-Мед». Сегодня женщины-врачи охотно идут в частный сектор, открывая как специализированные учреждения для услуг матери и ребенку, так и нейтральные медучреждения: стоматологические клиники, кабинеты УЗИ и терапевтические центры. Основной недостаток этого бизнеса — высокий уровень первоначальных затрат (не менее $100 тыс. за небольшой медицинский кабинет) и необходимость постоянных крупных вложений: медтехника обновляется с невероятной скоростью, стоит очень дорого, а без новинок технического прогресса в этом бизнесе далеко не уйдешь.
Психологический барьер. «Наше общество обладает одним большим недостатком — оно живет привычками и стереотипами, питается готовыми схемами. И одна из таких схем — традиционная семья: женщина в ней обеспечивает уют, а мужчина — материальное благосостояние, — говорит психолог Светлана Смолкина. — Но чем ближе мы к европейскому образу жизни, тем менее прочным становится этот привычный принцип». Современные женщины с успехом, хоть и не без труда, совмещают ведение хозяйства и воспитание детей с управлением собственным бизнесом, зарабатывая порой в разы больше мужей.
«С этим новым разделением часто связаны семейные кризисы, — говорит психоаналитик Кирилл Гетманцев. — Во-первых, мужья не всегда чувствуют себя комфортно, когда роль финансового столпа семьи переходит к жене, во-вторых, есть мужчины, которые не хотят зарабатывать деньги тогда, когда их в дом приносит супруга». Сутками лежащий на диване мужчина очень скоро начинает раздражать женщину. Она чувствует, что работает больше и слишком тяжело бремя ее ответственности за семью. Кроме того, бизнеследи порой неудобно представлять своего не совсем удачливого мужа партнерам. За всем этим часто следует развод. Психологи советуют помогать супругам, например ненавязчиво предлагать создать для них бизнес, оказывая поддержку в управлении им на первых порах. Ведь никого не удивляет, если мужчина покупает своей жене салон красоты или магазин цветов.
Женщины более терпеливы, готовы идти на компромисс и при благоприятных обстоятельствах быстрее мужчин добиваются успеха. Ему в большой степени способствуют и особенности российской ментальности. Бизнес молод, руководители крупных фирм (преимущественно мужчины) очень часто получают должности благодаря случаю или удаче. Отсюда неуверенность в собственных силах и знаниях, боязнь конкуренции со стороны других сотрудников и подчиненных. Но по природе своей человек видит конкурентов преимущественно в лицах своего пола. В России это еще усугубляется тем, что долгое время женщине отводилась роль домохозяйки или в лучшем случае мелкого офисного служащего. И мужчины легко позволяют дамам занимать руководящие посты в своих компаниях, набираться опыта и даже готовы помогать в создании собственного бизнеса.
Вход в дело
«В среднем для открытия малого бизнеса необходимо иметь стартовый капитал в $100 тыс.», — говорит владелец сети салонов «Персона» Игорь Стоянов. Эта сумма окупается, как правило, в течение первых двух лет существования предприятия. При этом одни виды бизнеса требуют непрерывного участия хозяйки в его функционировании (это, например, салонный и туристический бизнес), другие позволяют владельцам ограничиваться лишь ролью инвестора (в собственную аптеку хозяйка может заглядывать раз в месяц). Понять, насколько активного участия от вас потребует бизнес, несложно. На первых этапах, когда компания только создается, учредитель неизбежно посвящает ей все свое время, даже если у него есть наемные управляющие, обладающие правом подписи. Если фирма создана не с нуля, например приобретена в магазине готового бизнеса, то с ней будет значительно меньше хлопот. Однако и обойдется покупка дороже на 10-15%.
ВЕЛЛНЕСС-УСЛУГИ (от анг. wellness — хорошее здоровье) — услуги парикмахеров, косметологов, визажистов, диетологов, физиотерапевтов, фитнес-консультантов и прочих сотрудников индустрии красоты и здоровья.
Женское ли дело — бизнес?
НАДЕЖДА СОЛОВЬЕВА, председатель правления Sav Entertainment, совладелица BFG Media Production:
— Я открыла свое дело в 1987 году, гораздо раньше, чем большинство моих коллег-мужчин. Поэтому когда мы с ними встречались, я не олицетворяла для них женщину, а была представителем серьезного бизнеса. А вот чиновники в советское время были ужасными шовинистами. Вообще, мне кажется, что разделение бизнеса по половому признаку абсолютно искусственное. Единственное «но» — это то, что женщине физически сложнее заниматься бизнесом. Она ведь не может посвятить себя ему полностью, должна уделять время семье.
ЕКАТЕРИНА ЦАРЕВА, владелица кадрового агентства «Спектр»:
— Я убеждена, что кадровым бизнесом с равным успехом могут заниматься как женщины, так и мужчины. Но живем мы все же в мире мужчин — а они не любят иметь дело с женщинами, особенно молодыми. Часто на лицах встречается не только недоверие, но и откровенное пренебрежение, особенно при первом знакомстве. Потом это сглаживается, и можно заметить не просто уважение, но даже восхищение, которое, правда, надо заслужить.
НАДЕЖДА ПЕТРОВА, владелица салона красоты «Экстра-Экстра»:
— У бизнеса нет четко выраженного мужского или женского лица. И среди владельцев салонов красоты не так уж мало мужчин. Это ведь такой же бизнес, как и любой другой, совсем не важно, кто им занимается. Главное — результат. Единственная проблема, возникающая у меня как у женщины, — это катастрофическая нехватка времени, постоянный поиск баланса между работой и домом.
АННА ФЕДОРОВА, учредитель группы Lifestyle Сommunications, CEO Агентства эффективной культуры:
— Любой бизнес в России, по статистике, является преимущественно мужским. Но если не принимать во внимание цифры, то можно утверждать — в деловой сфере не бывает «женских» и «мужских» отраслей. Предприниматель действует либо эффективно, либо нет, побеждают всегда самые лучшие любого пола. Никогда не сталкивалась с какими-то проблемами только потому, что я не мужчина. Раньше бывали сложности — меня не все воспринимали серьезно. А теперь молодость, мне всего 25 лет, и ангельская внешность только помогают. Но если бы я торговала металлом, наверное, было бы сложнее.
ЛЕЙЛА КУРАШИНОВА, владелица театрального агентства Lecur:
— В моем бизнесе больше мужчин. Но сложностей из-за того, что я женщина, у меня не возникало. Мне кажется, что такой проблемы в России сейчас уже нет — ведь при встрече очень быстро становится ясно, насколько человек профессионален, это от пола не зависит. Женщина даже скорее имеет преимущество — ей проще договориться, бизнесвумен дипломатичнее, а привлекательная внешность играет очень важную роль. Другое дело, что женщине иногда не стоит заниматься тяжелым бизнесом, а мой — именно такой. Любые нагрузки ей тяжелы и не всегда оправданны.
Главное — спокойствие
Успешным женщинам психологи советуют менять дома свою роль, ведь очень трудно всегда и везде лидировать. Без расслабления не может быть полноценного отдыха. А ваши родные и близкие испытывают порой потребность в заботе о вас. Если вы умны и богаты, что мешает вам им уступить? Тем более ради семейного уюта. Очень распространенная ошибка деловых женщин — самоутверждение за счет супруга, конкурентная борьба с ним. Если и муж, и жена успешны в бизнесе, лучше придумать совместный проект и наметить способы его воплощения. Кто при этом будет работать меньше, а кто больше — станет не важным, так как на первое место выйдет эффективность. Таким образом, семья сплотится, вы получите долгожданный покой. Если же ваш супруг, напротив, менее успешен, чем вы, избегайте оценочных категорий, не сравнивайте его с собой и тем более с другими мужчинами — это лишь снизит его самооценку и помешает найти хорошую работу.
Журнал «Финанс.» №24 (161) 26 июня — 2 июля 2006 — Карьера
Инга Коростылева
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.