Нередко компания оплачивает обучение сотрудников — наиболее одаренных, перспективных и мотивированных на дальнейший карьерный рост, считая, что таким образом осуществляет переподготовку кадров. Это успокаивающая иллюзия. Заказ на долгосрочную корпоративную программу для всех менеджеров высшего или среднего звена — вот верный признак озабоченности руководства профессиональным уровнем сотрудников, а соответственно и собственным будущим.
Другой стандарт. От унифицированных корпоративные программы отличаются, как модель haute couture от платьица pr’et-a-porte. Если сотрудник посещает стандартный курс, то примерно половина полученных сведений не будет иметь к его работе непосредственного отношения. Поэтому работодатели все чаще приходят к мысли о том, что подобные траты — слишком дорогое удовольствие и надо применять более рациональные подходы.
Корпоративная программа — это курс, адаптированный под нужды и требования конкретной организации-заказчика. «Некоторых клиентов устраивают имеющиеся у нас наработки, другие просят развить их с учетом специфики своей работы. Здесь каждый случай необыкновенный, схем, подходящих для всех, нет, всякий раз они формируются заново», — говорит руководитель департамента корпоративных программ Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) Людмила Крайнова.
Компания ставит перед бизнес-школой определенную цель и высказывает собственные пожелания. После получения заказа специалисты школы отправляются на фирму и начинают тесно сотрудничать с руководителем управления по персоналу, анализируют требования, производят диагностику необходимых параметров. «Не часто компания четко и грамотно формулирует условия, и нам приходится серьезно дорабатывать поставленную задачу, — продолжает Людмила Крайнова. — Зачастую при разработке проекта заказчик ориентируется на имеющиеся у него книги или методические материалы и оперирует почерпнутыми оттуда сведениями. Наши преподаватели учитывают пожелания, но используют последние мировые наработки и создают оригинальный продукт». Кропотливая совместная работа способствует достижению положительных результатов.
Разработку корпоративной программы можно разделить на четыре важных этапа: совместное обсуждение целей обучения, диагностика проблем компании и корректировка методических и дидактических материалов, само обучение и оценка его эффективности. «Процесс разработки занимает от одного-двух месяцев до полугода в зависимости от того, какова сложность курса. Конечно, все можно и за день решить, но я говорю о действительно серьезных начинаниях», — отмечает директор Банковского института Высшей школы экономики Василий Солодков.
Преимущества подобных проектов очевидны и разноплановы. После окончания обучения сотрудники говорят на одном языке, оперируют одинаковыми терминами, понимают и используют современные методы и технологии в работе. «Когда компания отправляет сотрудника на открытую (унифицированную) программу, то по ее окончании у него, безусловно, повышается образовательный уровень, — замечает проректор по маркетингу школы бизнеса «Мирбис» Татьяна Иванищева. — И он пытается применить полученные знания и умения непосредственно в работе. Хорошо, если руководитель готов услышать сотрудника, понять и учесть его пожелания. Но это происходит далеко не всегда». У коллег, прошедших совместное обучение, подобных проблем нет. Доказано, что оно сплачивает коллектив, образует единую команду и повышает мотивацию каждого участника процесса. Зачастую организации проводят оценку эффективности курса, что тоже способствует повышению качества, влияя и на работу исполнителей, и на учебное рвение сотрудников.
Крупные игроки. Все чаще руководители компаний приходят к мысли о необходимости повышения квалификации работников, но, конечно, охотнее соглашаются выделять средства на короткие и недорогие курсы и заказывают тренинговое обучение. Крупные корпорации создают собственные образовательные центры и там проводят семинары для подразделений. И только некоторые приходят к мысли о разработке адаптированной программы МВА. Тем не менее в целом специалисты отмечают рост популярности корпоративного образования в стране.
«В России подобное обучение находится на начальном этапе развития. Большинство программ носит краткосрочный характер, рынок тренингов и семинаров переполнен. Это очень удобный вариант для школы: ответственность за результат минимизирована. Задачи, которые ставит перед исполнителем заказ долгосрочного проекта, совершенно другого уровня сложности», — комментирует проректор по учебной части института экономики и финансов «Синергия» Светлана Жильцова.
Разработать полный, многофункциональный курс обучения непросто, для этого необходимы опыт в образовании, мощная научная база и сильные преподаватели. Поэтому на этом рынке не так много лидеров. К ним можно отнести Банковский институт и Высшую школу менеджмента, Институт бизнеса и делового администрирования, Высшую школу международного бизнеса, институт менеджмента «Линк», школу бизнеса «Мирбис», институт экономики и финансов «Синергия» и некоторые другие.
О востребованности школы, качестве предлагаемых ею программ можно узнать, заглянув в список ее прошлых и существующих заказчиков. Например, корпоративными программами Банковского института пользовались ЦБ, Сбербанк, Внешторгбанк, Внешэкономбанк, «Уралсиб». В «Мирбисе» коллегиально получали дипломы представители ТНК, Совинцентра, Томской электронной компании, Финско-российской торгово-промышленной палаты, Царицынского мясоперерабатывающего завода. В активе института «Линк» — работа с компаниями РАО «ЕЭС», «Лукойл», «Протек». В институте «Синергия» с 2001 года осуществляется долгосрочная корпоративная программа с Пенсионным фондом: третий курс руководства организации обучается по специально адаптированной MBA-программе.
Для бизнес-школы специализированные курсы — показатель собственной состоятельности, умения быстро и внятно реагировать на изменения в бизнесе, мировые новации и показатель престижности. «С корпоративным клиентом работать трудно, — уверяет Светлана Жильцова, — потому что подобные программы можно смело отнести к элитному обучению, а соответствовать ожиданиям влиятельных и взыскательных заказчиков очень непросто». Иной точки зрения придерживается Василий Солодков: «В группе открытого набора каждый от вас хочет чего-то своего, а здесь все понятно, правила установлены. Перед нами ставится несложная задача — удовлетворять требования и проследить за тем, чтобы не возникало никому не нужных проблем. Для этого надо наблюдать за занятиями, узнавать мнение слушателей и их руководства, то есть держать руку на пульсе». В Банковском институте за это отвечают специальный штаб и руководитель подразделения.
Всякая всячина. Существует несколько принципов, по которым отбирается бизнес-школа: авторитетная рекомендация, в частности, от сотрудников, обучавшихся в данном заведении, сравнение с другими предложениями, оценка соотношения цены и качества и, конечно, раскрученный брэнд.
Подобные программы длятся от нескольких месяцев до нескольких лет в зависимости от задач, которые компания решает за счет обучения. В ИБДА рамки обозначили конкретно: от 72 часов и выше, самый длительный курс растянут на 200 часов. Впрочем, время не определено раз и навсегда — его можно варьировать, сокращать и при необходимости увеличивать.
Корпоративные курсы дороже стандартных в среднем на 20% для каждого человека (стандартные обходятся в $8-10 тыс. в год). «Стоимость рассчитывается за курс (учитывается количество часов) и напрямую не зависит от числа обучаемых, но, конечно, группа не должна состоять больше чем из 18-20 человек, иначе массовость отразится на эффективности. Стоимость зависит и от категории студентов, ведь это важно, кого приходится учить — менеджеров среднего звена или руководителей», — рассказывает Татьяна Иванищева. Корпоративные курсы сильны еще и тем, что в них используются не только обычные кейсы (разборы реальных, но чужих бизнес-ситуаций), но зачастую анализируются конкретные случаи из деятельности самой компании-заказчика.
Журнал «Финанс.» № 13 (103) 4-10 апреля 2005 — Образование
Маргарита Удовиченко
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.