Путиномика – экономика везения

ПЛЮСЫ

1. Россия вышла на достаточно высокие темпы экономического роста. Хотя удвоить ВВП за 10 лет по заданию Владимира Путина вряд ли получится, динамика была вполне приличной. Ей не очень повредило даже торможение роста экспорта. Экономику подстегнуло ускорение внутреннего спроса – потребительского и инвестиционного.

2. Уровень инфляции постепенно снижается. В прошлом году он впервые измерялся однозначной цифрой – 9%. Причем этот результат удалось достичь в условиях роста бюджетных расходов. Успех объясняется прежде всего административным сдерживанием тарифов на услуги ЖКХ, транспорта и связи.

3. Реальные располагаемые доходы населения росли быстро и довольно стабильно. Увеличение зарплат происходило как в корпоративном, так и в бюджетном секторе. Последние три года стали беспрецедентным в постсоветской истории периодом потребительского бума, который происходил во многом благодаря развитию кредитования.

4. Инвестиции в основной капитал росли более динамично, чем экономика в целом (исключение – 2002 год). В Россию поверили и иностранные инвесторы. В прошлом году чистый приток капитала составил невиданную прежде величину – $42 млрд. В первый год президентства Владимира Путина был чистый отток на сумму почти $25 млрд.

5. Россияне перестали бояться рубля, и дедолларизация экономики из политического слогана превратилась в реальный процесс. В день инаугурации Владимира Путина на первый президентский срок официальный курс доллара был 28,36 рубля. Сейчас для американской валюты и 26 рублей стали бы достижением. Рублевые депозиты в российских банках за последние три года увеличились примерно в 2,5 раза, а валютные – всего лишь на треть. Только в прошлом году население избавилось от наличной иностранной валюты на сумму примерно $10 млрд. При этом люди продолжают переводить заначки из «чулков» в различные финансовые инструменты. В прошлом году сбережения в банковских вкладах и ценных бумагах номинально увеличились почти на две трети.

6. Внешний государственный долг сократился до безопасного для экономики уровня. В начале 2000 года он превышал $132 млрд, из которых почти $98 млрд приходилось на бремя, унаследованное от СССР. Спустя семь лет российское государство должно кредиторам всего $45 млрд. Государственный долг в целом также не вызывает опасений: в 2008 году он должен стать рекордно низким за всю историю постсоветской России и составить 8,5% ВВП, что очень мало по сравнению с большинством развитых стран.

МИНУСЫ

1. Экономика остается слабо диверсифицированной, чрезмерно зависимой от сырьевого сектора. Притоком доходов все эти годы она была обязана главным образом благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре. Не случайно оборот розничной торговли растет гораздо быстрее, чем производство в промышленности и сельском хозяйстве.

2. Несмотря на неплохую динамику инвестиций, Россия пока остается страной с низким уровнем накопления основного капитала – всего 18% ВВП. В других успешных развивающихся странах он достигает уже 25–30% ВВП. Кроме того, инвестиции крайне неравномерно распределяются в экономике. В промышленности они концентрируются в добыче нефтегазового сырья – почти 40%. Еще примерно 20% приходится на электроэнергетику, 15% – на металлургию и неэнергетические полезные ископаемые. В то же время инвестиций по-прежнему не хватает в машиностроении, транспорте, сельском хозяйстве и высокотехнологичных отраслях.

3. Получая немалую долю сверхприбылей нефтегазового сектора в виде налогов, государство предпочитало аккумулировать их в Стабфонде. Постоянно твердя об инфраструктурных барьерах для роста экономики и ее диверсификации, чиновники упустили время, благоприятное для разрушения этих преград. Правительство только сейчас начинает отрабатывать механизмы, которые будут стимулировать развитие производственной инфраструктуры. Государственные «институты развития», которые должны ликвидировать или хотя бы смягчить проблему дефицита инвестиций там, где их не хватает, тоже только создаются. Как они будут работать – еще вопрос.

4. Нефтегазовые сверхдоходы не помогли остановить расслоение общества: в последние годы разрыв между бедными и богатыми нарастал. Согласно официальной статистике, коэффициент Джини, показывающий степень дифференциации доходов населения, в 2000 году составлял 0,395, а в 2005 году – уже 0,405 (чем он ближе к 1, тем менее равномерно распределены доходы). По разным оценкам, в России 15-кратный разрыв между средними доходами 10% самых бедных и 10% самых богатых граждан. Вечные опасения Минфина, что наращивание текущих расходов спровоцирует инфляцию, не подтвердились в прошлом году. А можно их и не наращивать, а тратить деньги более эффективно.

5. Роль государственных компаний в экономике последовательно повышается. Чиновники ссылаются на необходимость контролировать стратегические отрасли. Но при этом госкомпании становятся все более «всеядными». Более прозрачными – не становятся.

Журнал «Финанс.» №19 (205) 21-27 мая 2007 — Экономика
Анна Ким

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.