Первоначальное становление биржевого рынка в современной России приходится на начало 1990 годов. Только в Москве в то время действовало более 80 бирж, правда, лицензии были только у двадцати. Большинство имело универсальный товарно-сырьевой характер, хотя встречались площадки и очень необычного профиля. Например, биржа «Города России», объявившая главным направлением своей работы обеспечение деятельности жилищно-коммунальной отрасли.
Биржевому товарному рынку того времени были присущи несколько особенностей. Во-первых, на торги выставляли практически все — от зерновых культур, промышленной и бытовой техники до гаек, болтов и даже «сникерсов». «Торговля шла реальными товарами, но разнообразие по номенклатуре было огромное. Естественно, при такой ситуации говорить о какой-то стандартизации не приходилось в принципе», — вспоминает директор Национальной товарной биржи Сергей Наумов. Во-вторых, площадки работали в спот-режиме, что на цивилизованных товарных биржевых рынках давно уже является анахронизмом и достоянием истории.
Еще одной особенностью, впоследствии ставшей одной из причин их упадка, стало чрезмерное желание заработать. В мировой практике торговые площадки, как правило, имеют некоммерческий статус. А в РФ в то время самыми распространенными формами были ТОО и ЗАО, имевшие ярко выраженный коммерческий характер. «Понятно, что в условиях низкой ликвидности и огромного количества товарных бирж им надо было как-то выживать. Но они вводили такие правила торгов, которые задевали интересы операторов. Естественным образом возникали конфликты интересов, и люди просто уходили с биржи», — говорит президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский.
Упадку бирж способствовал и другой момент. Первоначально именно они были ближе всех к первоисточникам коммерческой информации, которая для всех остальных была труднодоступна. И бум, на волне которого возникло большое количество бирж, не в последнюю очередь имел информационную подоплеку. «Люди приходили на биржу, покупатель находил продавца, и они, довольные друг другом, совершали сделку. Такая система срабатывала один раз, второй. На третий люди встречались уже сами по себе, так как между ними были установлены прямые контакты», — говорит Сергей Наумов.
Свою негативную роль сыграли и кризисы 1994 и 1998 годов. Но в отличие от фондового товарный рынок так и не сумел встать на ноги. Сейчас в России насчитывается 57 товарных бирж, имеющих лицензию (12 из них — в Москве). Однако реально функционирующих намного меньше — отчетность за прошлый год в Госкомстат подали 35 площадок (в 2003 году таких было 38). Суммарные показатели их деятельности очень невысоки — фактический биржевой оборот по сделкам с реальным товаром в 2004 году равнялся всего 9,8 млрд рублей. При этом его большую часть составили сделки, проведенные в рамках государственных интервенций на рынке зерна (5,9 млрд рублей).
«Ситуация с товарными биржами в России просто плачевная. Уже несколько лет оставшиеся на плаву биржи выживают только за счет проведения аукционов по продаже квот и обслуживания государственных интервенций. Сейчас квоты введены только на ввоз мяса и птицы, а также на вылов водных биоресурсов на вновь осваиваемых территориях. Причем квоты по птице на аукционы не выставляются», — говорит начальник департамента товарного рынка биржи «Санкт-Петербург» Виктор Игнатюк.
Что касается государственных интервенций, то они осуществляются только на рынке зерна. В 2001-2003 годах проводились закупочные (государство выступало покупателем зерна), а в 2004 году — товарные интервенции (государство являлось продавцом). Однако допуск к торгам получали исключительно сельхозпроизводители (на закупочных) или мукомольно-крупяные предприятия (на товарных), поэтому говорить всерьез о развитом биржевом рынке зерна просто не приходится. Тем не менее, отмечает Сергей Наумов, надо отдать должное Минсельхозу, так как он первым использовал биржевой механизм для регулирования ценовой ситуации на рынке зерна. «Многие министерства и их руководители говорят правильные слова о том, что нам нужна биржевая торговля, цивилизованный организованный рынок. Но реальные шаги для поддержки биржевой торговли осуществляют единицы», — констатирует он. Именно поэтому весьма обнадеживает, что в июле Госдума приняла в третьем чтении законопроект «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который предусматривает возможность размещения таких заказов на товарных биржах.
По пути взаимодействия с государственными структурами пошла и Московская фондовая биржа. В прошлом году по заказу Департамента продовольственных ресурсов Москвы там прошли аукционы по продаже снятого со стратегического хранения сахара, а затем по его закупке. Экономия города в результате биржевых операций составила более 4 млн рублей. «Результаты сделок показали, что использование биржевого механизма позволяет значительно повысить их эффективность», — говорит вице-президент биржи Алексей Рыжиков.
Тем не менее эксперты весьма пессимистично оценивают будущее российского товарного рынка. Многие считают, что сейчас он никому не нужен, а основные функции биржи — выявление спроса и предложения и установление справедливой цены — просто нереализуемы. «Товарного рынка как такового сейчас нет ни на одной бирже в России, — говорит Виктор Игнатюк. — Какое-то развитие могут получить нефтяные, зерновые и сахарные площадки. Остальные вряд ли».
Именно поэтому многие говорят о том, что государство должно активнее поддерживать товарный рынок. Во всяком случае необходимо адекватное законодательство, потому что существующая нормативная база не соответствует потребностям рынка. Например, закон «О товарных биржах и биржевой деятельности» был принят еще в 1992 году и давно устарел. Что касается Налогового кодекса, то эксперты подчеркивают, что именно неразвитость налогового законодательства является тем системным фактором, который препятствует развитию товарных бирж. И к тому же в России до сих пор нет цельной нормативной базы по срочному рынку.
Нельзя сказать, что регуляторов не волнуют проблемы организованного товарного рынка. Минэкономразвития готовит законопроект «Об организованных рынках и биржевой торговле в РФ», который должен заменить устаревший закон. Недавно правительством России утверждена концепция законопроекта «О производных финансовых инструментах», принятие которого может помочь товарным биржам сдвинуться с мертвой точки. В ФСФР надеются, что он позволит сформировать рынки стандартных контрактов на нефть и нефтепродукты, газ, электроэнергию, металлы и сельскохозяйственные продукты.
К слову сказать, недавно лицензию на организацию рынка нефти и нефтепродуктов получила Межрегиональная биржа нефтегазового комплекса (МБНК). Комментируя перспективы этого проекта, первый вице-президент биржи Антон Карпов отметил, что уже проведены переговоры с рядом нефтяных компаний. «Надо учитывать, что в этой сфере совершенно особые проблемы. Наиболее актуальным является поиск экономического интереса для участников — надо построить рынок так, чтобы всем было выгодно продавать нефть на бирже. Но сейчас у нас уже есть некое видение того, что и как надо делать», — говорит он. Многие эксперты отмечают также, что в последнее время у некоторых крупных нефтяных компаний действительно появляется интерес к биржевому рынку. Но только к фьючерсным торгам, а не к торговле наличным товаром — в 2004 году оборот по фьючерсным сделкам по операциям с топливом и нефтепродуктами вырос в 1,7 раза по сравнению с 2003 годом.
Кроме нефтяной биржи МБНК готова выступить как площадка для биржевой торговли газом. Здесь основной вопрос — транспортировка и обеспечение исполнения контрактов. По словам Антона Карпова, между МБНК и «Газпромом» уже существуют определенные договоренности и теперь необходимо подписать соответствующие протоколы. «Когда документы будут подписаны, можно рассчитывать, что торги газом на МБНК будут проходить в активном режиме. Сейчас же они имеют символический характер — на продажу заявки выставлены, но покупок пока не было».
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОВАРНЫХ БИРЖ
Показатель
2004 г.
2003 г.
Число бирж на конец года
35,0
38,0
Среднесписочная численность работающих, чел.
251,0
325,0
Проведено торгов, тыс.
1,9
2,0
Заключено сделок с реальным товаром, тыс.
28,5
36,8
Число операторов рынка, тыс.
1,8
2,7
Биржевой оборот по сделкам с реальным товаром, млрд руб.
9,8
13,7
В том числе:
потребительские товары, зерно
5,1
1,6
продукция производственно-технического назначения
1,0
4,8
прочие товары (включая квоты)
3,7
7,2
Источник: Федеральная служба государственной статистикиl
Журнал «Финанс.» №28 (118) 8-14 августа 2005 — Главная тема
Эльза Бикчурина
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.