По мнению аналитиков, реформа, обещавшая предпринимателям ежегодное сокращение налогового бремени на 1% ВВП, фактически приостановилась. Так, в бюджете-2006, принятом Госдумой, снижение нагрузки на бизнес предусмотрено в размере 0,07% ВВП, Минфин при этом ссылается на повышенные социальные обязательства. Власти готовы вернуться к обсуждению вопроса о снижении налогов не раньше 2008 года.
«В итоге Госдума приняла огромное количество поправок в НК, однако не сделала самого главного — не изменила подход к налогоплательщику, в нем по-прежнему видят «дойную корову», которую нужно по максимуму опустошить», — считает налоговый консультант компании Legas Legal Solutions Михаил Аландаренко. Согласен с ним и председатель совета директоров ГК «Градиент Альфа» Павел Гагарин: «Нововведения налогового давления не уменьшат, скорее наоборот. Большинство принятых законов носит декларативный характер, на практике же появляется все больше и больше документов, регламентирующих налоговые проверки. Более того, к налоговикам подключаются еще и представители силовых ведомств». «Да, многие изменения носят косметический характер, — говорит руководитель департамента налогов и права «Бейкер Тилли Русаудит» Эдуард Кучеров, — но не стоит их недооценивать: ясное и непротиворечивое законодательство — гарантия стабильности и отсутствия рисков».
Основной удар по налогоплательщикам нанес президент, который, по сути, отменил презумпцию невиновности налогоплательщика, внеся законопроект, предусматривающий внесудебное взыскание штрафов за нарушение налогового законодательства. В результате с 1 января налоговые органы получили возможность списывать штрафы с банковского счета налогоплательщика в безакцептном порядке. И хотя размер штрафов ограничили 5 тыс. рублей для индивидуальных предпринимателей и 50 тыс. для организаций, налогоплательщикам от этого легче не стало.
Измененный НДС. Основные новации законодателей касаются налога на добавленную стоимость. «Неприятной новостью для большинства компаний стал переход с 2006 года на исчисление НДС с метода оплаты, который применяло большинство компаний, на метод отгрузки (ст. 21 НК), — считает юрисконсульт компании «Пачоли» Олег Зайцев. — Это означает, что поставщик будет обязан уплатить НДС с реализации отгруженного товара, несмотря на то, что оплата за этот товар могла еще не поступить». При этом налог подлежит уплате при физической отгрузке товаров, независимо от момента перехода права собственности. Очевидно, что эта новация влечет уплату налога в более ранний период, и даже предоставленное компаниям право осуществлять вычет «входящего» НДС без оплаты не компенсирует им финансовые потери. «Впрочем, это изменение обяжет в большинстве случаев уплачивать налог раньше на 1-2 месяца, чем прежде, что не очень существенно, — считает Эдуард Кучеров. — В то же время целый ряд налоговых новаций, вступающих в силу в 2006 году, направлен на стимулирование инвестиций в основные средства». Так, предприятия, заказывающие строительство производственных объектов, получили возможность вычитать «входящий» НДС сразу по факту приемки работ, в том числе промежуточных, не дожидаясь ввода объекта в эксплуатацию. А в течение первого года его эксплуатации они теперь могут списывать на расходы 10% от суммы капитальных вложений.
С нового года расширился список операций, освобождаемых от НДС. К ним относятся авансовые платежи экспортеров, таможенные сборы за хранение товара, организация тотализаторов и других основанных на риске игр, услуги нотариусов, реализация лома и отходов черных и цветных металлов, открытие и ведение банковских счетов, а также раздача товаров в рекламных целях. Стоимость последних, правда, не должна превышать 100 рублей за единицу.
Следует отметить, что ФНС утвердила в сентябре 2005 года два документа, направленных на повышение уровня работы налоговых органов — Регламент работы с налогоплательщиками и Единый стандарт обслуживания. По словам Олега Зайцева, эти документы облегчают процедуру обращения граждан и бизнесменов в налоговые органы. Единый стандарт предусматривает следующее положение: «время ожидания в очереди при предоставлении услуги налоговым органом налогоплательщику должно составлять не более 30 минут, при «пиковых» нагрузках — не более 1 часа».
«Упрощенку» расширили. Депутаты внесли изменения и в главу НК, которая касается упрощенной системы налогообложения (УСН). Размер дохода налогоплательщика, позволяющий ему перейти на «упрощенку», увеличен с 11 до 15 млн рублей.
Приятную новость получил и малый бизнес: с 1 января увеличен предельный размер выручки, позволяющий получить освобождение от уплаты НДС. Если в 2005 году он составлял 1 млн рублей (за три последних месяца), то теперь — 2 млн.
Также с нового года компании, которые имеют несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ, получили возможность не распределять прибыль по каждому из них, а уплачивать налог по местонахождению одного. При этом сумма определяется исходя из доли прибыли, исчисленной по совокупности показателей каждого из подразделений. По словам экспертов, такая новация выглядит разумной при отсутствии обязанности выплачивать налог на прибыль и в местный бюджет и позволит сократить расходы.
Эдуард Кучеров отметил также и установление льготного порядка налогообложения для особых экономических зон. Несмотря на то что как таковых зон еще нет, компании, которые станут там работать, будут освобождены от уплаты налога на имущество и земельного налога в течение первых пяти лет, предусмотрены также и льготная шкала ЕСН, особый порядок признания расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Подарки для наследников. Граждан с подачи президента освободили с этого года от уплаты налога на наследование. В апреле прошлого года Владимира Путина возмутил тот факт, что «миллиардные состояния все равно где-то запрятаны в офшорах, а за какой-нибудь садовый домик нужно заплатить такие деньги, которые часто человеку не по карману». Госдума «взяла под козырек» и быстро внесла соответствующие изменения в законодательство. Теперь имущество, получаемое в порядке наследования, не облагается налогом. Также от налога освободили получение подарков в виде недвижимости, автомобилей и акций от близких родственников.
Попытки Минфина ограничить список таких родственников к успеху не привели. К ним Госдума причислила не только супругов, родителей и детей, на чем настаивали чиновники, но и бабушек, и дедушек, и внуков, а также братьев и сестер (родных и сводных). Для остальных налог на дарение устанавливается на уровне 13%, в то время как в прошлом году он находился в рамках 10-40% в зависимости от стоимости имущества.
Не успели. Несмотря на многочисленные налоговые изменения, многие ожидаемые бизнесом решения либо не были приняты, либо носили условный характер. По мнению Эдуарда Кучерова, в этой области налоговых реформ бизнес-сообщество ожидает от законодателей и ФНС гораздо большего: «Во-первых, ранжирования налогоплательщиков по степени законопослушности со снижением уровня контроля за более законопослушными с одновременным ужесточением контроля за предприятиями, использующими «серые» и «черные» схемы. Во-вторых, упрощения процедур налогового контроля».
Не был решен, по словам заместителя директора ЮК «Яковлев и партнеры» Владимира Саковича, и еще один важный вопрос: «Несмотря на презумпцию добросовестности налогоплательщика, закрепленную в Налоговом кодексе, ФНС при проведении мероприятий налогового контроля предлагает предпринимателям самим доказывать свою добросовестность».
Еще весной 2005 года президент Владимир Путин отмечал, что для налоговых служб приоритетом должен стать контроль за соблюдением законодательства, а не выполнение каких-либо планов по доначислению налогов, и потребовал прекратить «налоговый террор». После этих слов Минфин подготовил целый ряд поправок в НК, которые, как надеялись представители бизнеса, должны урегулировать все вопросы по налоговому администрированию. Однако законопроект практически ни в чем не устроил бизнес: камеральные проверки фактически приравнивались к выездным, срок таких инспекций увеличивается до 15 месяцев, а налоговики в ходе проверок получали право требовать от компании представления практически любых документов. Несмотря на протесты бизнесменов, законопроект был одобрен правительством и принят Госдумой в первом чтении, причем законодатели обещали, что к началу 2006 года закон вступит в силу. В данном случае можно только радоваться, что депутаты не стали спешить, внеся несколько сот поправок ко второму чтению.
Новые поправки подразумевают ввод в НК понятия презумпции невиновности налогоплательщика, причем депутаты предложили указать, что признание граждан виновными в совершении данного налогового нарушения не является основанием для признания их недобросовестными в других налоговых правоотношениях. Законодатели предложили дать компаниям возможность взыскивать убытки с бюджета в случае неправомерных действий налоговиков, а также штрафовать самих сотрудников налоговых органов за невыполнение своих обязанностей.
Не в полной мере оправдались ожидания российских компаний, использующих импортное оборудование. Ни для кого не является секретом высокая степень изношенности основных фондов промышленности, и правительство, понимая, что стимулировать модернизацию необходимо, наконец приняло решение отменить ввозные пошлины на импортное технологическое оборудование, которое не производится в России. «Первоначально речь шла об отмене ввозных пошлин на 635 товарных позиций из 1000 существующих, однако на декабрьском заседании межведомственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле и тарифно-таможенной политике согласовали лишь 175 наименований», — говорит исполнительный директор таможенного холдинга «Группа Тарго» Ольга Мозженко. Планируется, что уже с 1 февраля нынешнего года перечень будет утвержден окончательно и освобождение от пошлин вступит в силу. «Однако подобная инициатива имеет ограниченный срок действия — 9 месяцев, компании же рассчитывают на то, что в дальнейшем он будет продлен — многие инвестиционные проекты по ввозу технологического оборудования невозможно завершить в столь короткий срок, зачастую процесс импорта оборудования длится несколько лет», — объясняет Ольга Мозженко.
Не получили граждане и амнистию капиталов, которую правительство обещало провести с января 2006 года. Однако представленный Минфином проект, по которому россиянам предоставлялась возможность без каких-либо санкций задекларировать ранее вывезенные за рубеж капиталы, вызвал очередной шквал критики. По словам партнера коллегии адвокатов «Барщевский и партнеры» Владимира Букарева, в том виде, в каком проект был анонсирован Минфином, он не подвигнет бизнес и граждан на возврат средств: «Если россияне начнут декларировать свои вывезенные капиталы и уплачивать налог с них, они получат лишь налоговую амнистию, но не «индульгенцию» по другим нарушениям. Скорее всего, когда они переводили деньги за рубеж, было нарушено валютное законодательство, по которому никакой амнистии в проекте Минфина не предусмотрено».
Как показывают социологические исследования, давление налоговиков затрагивает далеко не всех налогоплательщиков, а лишь отдельные сегменты. Если говорить о размере предприятий, то давление испытывают прежде всего наиболее крупные и заметные, по отраслям — «под ударом» сырьевой сектор, промышленное производство в целом. При этом мелкого бизнеса усиление налогового давления не коснулось. То есть в зоне «особого внимания» те, с кого можно с меньшими издержками получить большой налоговый доход. Согласно проведенным опросам, почти три четверти бизнесменов сегодня считают, что давление налоговиков будет усиливаться и впредь.
Журнал «Финанс.» № 1 (138) 9-15 января 2006 — Экономика
Александр Потапов
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.