Большие перемены. В середине и конце 90-х годов прошлого века молодые амбициозные менеджеры, уезжая постигать премудрости бизнес-науки в ведущие зарубежные школы, о возращении на родину в большинстве своем всерьез не задумывались. Их надежды и помыслы связывались исключительно с благополучным Западом, и планы на будущее были однозначными — после окончания обучения остаться в США или в крайнем случае в Европе. Оно и понятно — российская экономика переживала не лучшие времена, и ждать, когда кризис будет преодолен, никто не хотел. Во-вторых, зарплаты в западных компаниях выглядели гораздо привлекательнее отечественных. Наконец, за границей условия и качество жизни были несравненно лучше: неустроенная Россия явно проигрывала оплотам развитого капитализма. Но с тех пор ситуация изменилась.
Тенденция к возвращению обладателей новеньких дипломов MBA в родные пенаты обозначилась достаточно четко, когда на американском и европейском рынках ситуация с трудоустройством выпускников бизнес-школ существенно усложнилась, а многие обладатели престижных дипломов были уволены из крупнейших компаний типа Merrill Lynch и Morgan Stanley. Тогда российские студенты, еще совсем недавно имевшие очень неплохие шансы найти работу в транснациональных корпорациях, оказывались перед дилеммой — предпринимательская деятельность на Западе или работа по найму в России. Усилению тенденции чрезвычайно способствовали стабильно бурное развитие отечественной экономики и логично возросший в это время интерес местных работодателей к выпускникам престижных MBA-программ.
Здоровый карьеризм. Что заставляет россиян, окончивших Wharton, LBS или INSEAD, стремиться на родину сейчас, когда ситуация на западных рынках стабилизировалась и выходцам из топовых школ стало гораздо проще находить работу за границей? Дипломированных менеджеров влекут прежде всего неограниченные карьерные перспективы. «Выпускникам выгоднее вернуться работать в Россию, так как потенциал местных рынков не раскрыт полностью и многие отрасли растут темпами, значительно превышающими среднемировые. Для российских менеджеров у нас возможностей для быстрого построения карьеры и достижения высокого уровня доходов на порядок больше, чем за границей», — объясняет партнер консалтинговой компании Newton Advice Bureau Ярослава Мальцева-Гринфельд. Эту мысль подхватывает президент группы «Промсвязькапитал» и выпускник Стэнфорда Павел Хохряков: «Наша экономика развивается значительно быстрее западных: Россия — лидер по росту ВВП среди стран «Большой восьмерки». При высоких темпах развития управленческий талант чрезвычайно востребован. Поэтому карьерный рост для MBA в России сейчас происходит значительно быстрее, чем на Западе».
Материальный фактор также играет очень важную роль: многие отечественные работодатели предлагают обладателям бизнес-степени соизмеримые зарплаты, а в некоторых, нередких, случаях и более высокие компенсации, чем они могли бы получать на Западе. Возможно, это связано с верой в чудодейственную силу MBA — в конкурентной борьбе компании готовы переплачивать за профессиональных специалистов. Разумеется, размер компенсации во многом зависит от типа компании и сферы ее деятельности.
И хотя специалисты отмечают некоторое несущественное снижение интереса (или же его стабилизацию) отечественных работодателей к наличию диплома MBA, недооценки его значения не происходит. По-прежнему у кандидата на топ-позиции этот пункт в резюме крайне желателен, особенно если там значится всемирно известное название. Руководитель проекта Begin Group Алла Жаворонкова разъясняет: «Можно уверенно утверждать — пока выпускники западных и некоторых отечественных школ в обязательном порядке находят достойную работу в России. Здесь опять же многое зависит от компании, специфики деятельности, позиции ее руководства, наличия в штате сотрудников с подобной степенью. Отмечено, что руководители, окончившие бизнес-школу или уже работавшие с выпускниками MBA, проявляют больший интерес к подбору именно таких специалистов».
Есть еще одна любопытная причина, побуждающая этих прагматиков паковать чемоданы и покупать обратный билет. «Многие выпускники понимают, что, оставшись на Западе, можно упустить что-то действительно интересное и важное. Сейчас здесь происходят процессы, которые там уже давно прошли. В России можно получить бесценный профессиональный опыт, например, вывода компании на IPO или увеличения ее прозрачности», — отмечает руководитель департамента «Финансы и аудит» Penny Lane Consulting Виктория Филиппова.
Таким образом, сейчас на родине больше возможностей для развития, чем вне ее, — поле деятельности управленцев шире, задачи, которые им приходится решать, более глобальные и интересные, продвижение по карьерной лестнице происходит существенно быстрее.
Меньше конкурентов. Но не все причины возвращения можно отнести к приятной категории «здесь лучше», потому что существует другая и не менее значимая — «там сложнее». Выпускник Лондонской школы бизнеса в неформальной беседе признался «Ф.», что уезжал учиться с твердым намерением остаться в Британии, но по окончании обучения не получил от работодателей мало-мальски притягательного предложения. Слишком высока конкуренция среди тех же обладателей степени MBA, и если на позицию — несколько претендентов, в подавляющем большинстве случаев выберут «местного» — англичанина или американца. Потому что он свой, понятный, предсказуемо мыслящий, сформировавшийся в той же культуре и похожей среде.
«Притом что в России все бурно расцветает и существует масса возможностей для самореализации и стремительного карьерного роста, здесь нет тех ограничений, которые есть на Западе, — уверяет старший специалист отдела структурирования и деривативов Ситибанка и выпускник Йельской школы менеджмента Евгений Агешин. — У нас несравнимо меньшая конкуренция, так как меньше специалистов с адекватным образованием. Иностранцам строить карьеру за рубежом однозначно сложнее».
В Европе и США к российским гражданам, как, впрочем, и к любым другим «чужакам», по определению не относятся гостеприимно, и «национальный аспект» сбрасывать со счетов недальновидно.
Специалисты приводят многократные примеры неудач, когда выпускники рейтинговых американских и европейских школ пытались найти более конкурентоспособное предложение на Западе, чем в России, около 90% подобных попыток проваливались, и россияне были вынуждены отказаться от построения новой жизни за границей.
Но даже если работа поблизости от школы найдена, существует очевидная опасность через несколько лет уткнуться в карьерный потолок. «Иностранцам на Западе трудно занять топ-позицию, какую бы бизнес-школу они ни окончили. На родине они сразу же могут претендовать на очень высокую должность», — утверждает Виктория Филиппова. А Павел Хохряков продолжает: «Конкуренция среди управленцев в России ниже, хотя работу здесь найти так же сложно, как и на Западе. Там процесс найма выпускников бизнес-школ структурирован — есть отработанные процедуры и правила, есть конкретные должности, которые предназначены для MBA на разных этапах их карьеры. В России же работодатели до сих пор часто не понимают, какая работа требует наличия этой степени, а какая нет. Именно поэтому при поиске работы на родине для кандидата очень важны такие факторы, как его предыдущий трудовой опыт в России, его связи».
Тоскливая перспектива. Некоторые «идеалисты» выделяют в качестве основной причины нематериальный фактор — выпускники возвращаются, потому что здесь интереснее. В капстранах же жизнь устоявшаяся, спокойная, размеренная, предсказуемая на десятилетия вперед. Одним словом, скучновато. Например, в абсолютно благополучной Швейцарии, где в пять вечера уже все офисы заперты на замок и в принципе никогда ничего экстраординарного не происходит и ничего кардинально не меняется, наши земляки через месяц-другой буквально начинают сходить с ума от тоски. Дома же сплошной адреналин и риски — экономические, политические, служебные, личные. Но помимо этого масса возможностей. «В 2001-2002 годах я решил не возвращаться в Россию. Приехал в 2004-м и теперь жалею, что не сделал этого раньше. Вполне вероятно, что-то упустил: тогда волна бурного экономического развития как раз набирала силу и открывалось множество новых возможностей», — размышляет Евгений Агешин.
«Сравните Москву семь лет назад и сегодняшнюю, даже внешний вид города объясняет, почему русские — не только обладатели MBA — возвращаются сюда. Наиболее осознанный выбор делают те, кто уже поработал на Западе несколько лет и понял, что россиянам там пробиться очень сложно. А если они еще и поговорили с соотечественниками, которые вернулись и добились здесь ощутимых результатов, то возникает сильное желание повторить успех», — подытоживает Павел Хохряков.
Журнал «Финанс.» №11 (148) 20-26 марта 2006 — Карьера
Маргарита Удовиченко
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.