Деньги — в доменную печь

Закат эпохи постиндустриальных технологий западные экономисты относят к концу 90-х годов. Когда стало очевидно, что виртуальная торговля теряет всякий смысл, если падает потребительский спрос и торговать по сути нечем, бум в информационных технологиях пошел на убыль. В начале нового тысячелетия, после двадцатилетнего неуклонного падения спроса на продукцию черной металлургии, перепроизводства и связанного с ним снижения цен, ситуация на рынке металлов стабилизировалась.

В заложниках у конъюнктуры

В течение последних двух-трех лет аналитики отмечают уверенный рост цен на продукцию предприятий черной металлургии. За 2001-2002 годы цены, например, на горячекатаный прокат увеличились на 60-70% (с $220 до $350-380 за тонну), холоднокатаный подорожал на 50-60% (с $300 до $450 за тонну), выросли цены и на другую продукцию металлургических компаний. В немалой степени это связано с тем, что как раз в это время крупнейшие мировые производители переживали сильнейший кризис структурной перестройки отрасли. В США о банкротстве и слиянии с другими сталелитейными гигантами заявили около 50 компаний, что в свою очередь привело к заметному падению производства. Масла в огонь добавила череда корпоративных дефолтов в других секторах экономики США. В результате сталелитейные предприятия вынуждены были еще более усилить ориентацию на продукцию высокого передела. Дело даже дошло до того, что сталелитейные гиганты начали экспортировать продукцию на рынки Юго-Восточной Азии, а собственный рынок металлургических «полуфабрикатов» был отдан на откуп импортеров.

Сегодня страны Европы и США вынуждены ввозить тысячи тонн чугуна и металлопроката. Если в 60-х годах в США насчитывалось несколько сотен домен, то сейчас их всего около 40, из них четверть остановлена. В странах Западной Европы в 1952 году был принят Европейский договор по углю и стали, в рамках которого действовал Кодекс субвенций, предусматривающий штрафы за невыполнение условий реструктуризации или закрытия предприятия. В итоге в ФРГ, например, с 1962 года прекратили строительство доменных печей, а в целом в Западной Европе с 1974 года количество доменных печей сократилось с 341 до 82. В США в 60-х годах насчитывалось более 300 доменных печей, сейчас в рабочем цикле задействованы только 30. Поэтому в последнее десятилетие европейские и американские компании скупают металлургические предприятия стран Восточной Европы. Например, US Steel, имеющая девять доменных печей, рассчитывает осенью участвовать в торгах по продаже крупнейшей металлургической компании в Польше Polskie Huty Stali. Два года назад US Steel уже приобрела три печи в Словакии.

Ссылаясь на London Exchange Metal, тенденцию продолжающегося роста цен на мировых рынках стали отмечают в первом квартале эксперты «БДО ЮниконРуф». На основные виды продукции цены выросли в среднем на 4,5-6,5%. По отношению к марту 2002 года цена горячекатаной стали увеличилась на 43,7%, холоднокатаной — на 51,9%, сортовой стали — на 26,9%. Примечательно, что почти вдвое против темпов роста мировых цен увеличились отпускные цены на соответствующие виды продукции российских производителей. Около 55% продукции отечественные металлурги экспортируют, а на западных рынках, в Европе и США, предпочитают в основном покупать российский металл более низкого передела — чугун, слябы, трубную и квадратную заготовку.

Низкий передел экспортного рынка

С 1999 года, после подписания Всеобъемлющего соглашения по стали с США, «низкий передел» стал основным видом металлургической продукции, которую Россия поставляет на Запад. США недавно даже пошли на то, чтобы расширить российскую квоту на ввоз чугуна, слябов и заготовки. Годовая квота на слябы увеличена с 200 тыс. до 1,2 млн тонн, чугун — с 609 тыс. до 2 млн тонн, заготовки — с 40 тыс. до 105 тыс. тонн. Получается, что наши «высокотехнологичные» партнеры в США и Европе совсем не против российского металлургического сырья — продукции с невысокой добавленной стоимостью, заработать на которой весьма проблематично. Объем экспорта отечественной металлопродукции в США снизился с $1,5 млрд в 1998 году до $250 млн в прошлом.

Однако, несмотря на все проблемы российской черной металлургии, крупнейшие производители («Северсталь», Магнитка, Новолипецкий меткомбинат) увеличили в 2002 году объем производства (5-10%) и выручку (до 30%). Возросла и чистая прибыль крупных компаний: НЛМК — на 150%, «Мечела» — на 98%, Нижнетагильского меткомбината — на 220%. Самое любопытное, что в разрезе отрасли за прошлый год увеличилась и доля продаж (на 8-10%) продукции с высокой добавленной стоимостью.

В условиях «антидемпингового занавеса», закрывшего Европу и США, альтернативных партнеров российские металлурги нашли в странах Юго-Восточной Азии и Китае, где спрос на продукцию высокого передела также неуклонно растет. Как полагают аналитики инвесткомпаний, рост этот не будет бесконечным и рассчитывать надо на продукцию, востребованную спросом. Даже «низкий передел» при условии, что для него удастся найти конкурентоспособные рынки сбыта, способен обеспечить высокую прибавочную стоимость. Между тем, по данным Минпромнауки России, спрос на некоторые виды высококачественной металлопродукции на внутреннем рынке снизился. Поэтому скорее всего металлургам придется расширять экспортоориентированные направления.

«Топливо» для доменной печи

У ведущих меткомбинатов появились «свободные деньги» — их решено инвестировать в обновление производства, поскольку ситуация с основными фондами на многих меткомбинатах давно критическая. В черной металлургии уровень износа основных производственных фондов составляет 53,5%, в том числе зданий — 32%, сооружений — 57,4%, машин и оборудования — 64,5%.

Ситуация, однако, постепенно улучшается. Среднегодовые объемы инвестиций в черную металлургию страны за последнее десятилетие составляют около $1 млрд (в США — $2,3 млрд, в странах Европейского союза — $3,4 млрд). В 2003 году российские металлургические компании намерены потратить на модернизацию производства до $1,2 млрд, хотя фактическая потребность, по данным Минпромнауки России, составляет около $4,5 млрд. Около 80% запланированных инвестиций приходится на несколько крупных компаний. Тем не менее инвесторы все активнее проявляют интерес к средним металлургическим заводам, не входящим в крупные холдинги.

На прошлой неделе вступила в строй после капитального ремонта домна № 3 на Косогорском металлургическом заводе в Туле мощностью до 1000 тонн чугуна в сутки или 600-700 тонн ферромарганца, одного из лучших в мире по качеству. С пуском домны завод будет производить до 70 тыс. тонн чугуна в месяц. Пуск домны стал завершением первого этапа реконструкции предприятия, на которую предполагается потратить $30 млн.

В инвестиционные планы крупных предприятий (НЛМК, НТМК, «Мечел») также входит финансирование текущего и капитального ремонта доменного производства, значительная часть продукции которого в ближайшее время сможет стать конкурентоспособным товаром за рубежом. Генеральный директор ОАО «Северсталь» Анатолий Кручинин считает, что российские металлурги отстают от западных не в технологии, а в организации производства, ориентированного на конкретных потребителей, рынки сбыта.

Эту же проблему для большинства предприятий считает главной и финансовый директор Магнитогорского меткомбината Игорь Виер и в подтверждение приводит успешные продажи продукции ММК на мировых рынках. За год износ основных фондов на комбинате за счет адресных инвестиций удалось снизить с 85 до 32%.

Журнал «Финанс.» № 13 (26 мая — 01 июня 2003) — Экономика
Александр Кривцов

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.