Доходный оркестр

Пока коллекционирование антикварных музыкальных инструментов остается весьма затратным хобби. Растут предметы в цене порой не медленнее, чем любые другие ценные старинные вещи, однако покупателя найти сложно. Особенно это касается России – за рубежом рынок антиквариата вообще развит лучше, и у ведущих аукционных домов существуют даже отдельные торги, посвященные старинным музыкальным инструментам. Они-то и определяют порядок цен, моду.

На стоимость каждого конкретного предмета влияет масса факторов. Первый – происхождение, авторство. Напрямую от этого зависит качество инструмента, его музыкальные свойства – в творчестве различных мастеров есть более и менее удачные периоды. Чрезвычайно важно, в каком состоянии находится предмет – цел ли он, подвергался ли реставрации, на месте ли все детали, в том числе дополнительные (например, футляр). Существенно повысить цену предмета способен провенанс – музыкальная «карьера»: кто и когда играл на инструменте, были ли среди хозяев великие люди. Если при этом предмет окружает красивая легенда, таинственное предание, в нем кроется какой-то секрет – еще лучше, сама цена, быть может, вырастет несущественно, но покупатели интерес проявят. Разумеется, большое влияние на стоимость той или иной вещи влияет состояние рынка, конъюнктура – спрос волнообразен, меняется год от года. Относительно стабильным положением пользуются классические струнные инструменты – и самые ценные из них по традиции скрипки. У громоздких клавишных поклонников меньше, а на деревянные духовые спрос и вовсе минимален: они очень плохо сохраняются (рассыхаются и трескаются от времени), чаще с них делают точные копии – не для инвестиционной коллекции, а для музыкальных упражнений. Почти не доходят до нашего времени старинные волынки, гармони – они также очень хрупки.

Капризные, но дорогие. Любимая сегодня миллионами, в конце XVI – начале XVII веков скрипка была не признана знатоками музыки. Ее чистый звук казался им слишком пронзительным, слушали скрипку только в составе оркестра, дополняя различными инструментами. А ведь это были скрипки работы величайших мастеров того времени – Антонио Страдивари, семьи Амати, Джузеппе-Антонио Гварнери, Карло Бергонци. Сегодня за сделанные ими инструменты на ведущих аукционах мира отдают сотни тысяч долларов, а порой – миллионы.

Считается, что на самые популярные коллекционные скрипки работы Антонио Страдивари за десять лет цены выросли втрое. Основной скачок произошел в последние пять лет – стоимость их удвоилась. И сегодня произведения великого мастера являются самыми дорогими инструментами в мире. Последняя сенсационная продажа состоялась в Нью-Йорке в апреле 2005 года. Аукционный дом Christie’s представил ценителям старинных музыкальных инструментов уникальный лот: хорошо известную знатокам скрипку, именуемую The Lady Tennant в честь одной из ее хозяек (мадам Теннет была супругой шотландского промышленника, который и преподнес ей этот великолепный подарок в 1900 году). Антонио Страдивари сделал инструмент в 1699 году, за год до начала «золотого периода» в своем творчестве. Скрипка знаменита также тем, что на ней играл один из современников великого Николо Паганини – музыкант Шарль Лафон. Неизвестный покупатель заплатил за нее более $2 млн, по оценкам аналитиков, уже сейчас он мог бы продать ее за $3–3,5 млн. Не менее известны и две другие работы Антонио Страдивари – скрипки The Mendelssohn и The Kreutzer, проданные на Christie’s за $1,8 млн в 1990 году и $1,6 млн в 1998 году соответственно.

Не только скрипки, сделанные великим мастером, по-настоящему ценны – интерес представляют также виолончели: самая дорогая в мире сделана как раз им. Это Bonjour, созданная в 1969 году – в 1999-м ее продали более чем за $1 млн на том же Christie’s. Еще одна громкая покупка последнего времени – скрипка мастера Карло Бергонци, за которую в ноябре 2005 года на Sotheby’s неизвестный ценитель заплатил $1 млн (при нижней планке эстимейта в $600 тыс.)

Однако столь дорогие лоты часто остаются невостребованными в ходе торгов. Обычные их посетители – состоятельные любители музыки, но они все же не настолько богаты, чтобы платить миллионы за инструменты. Им больше по душе работы менее известных мастеров по скромным ценам. Например, даже с превышением эстимейта, причем почти в два раза, была продана скрипка Cremonese, сделанная итальянцем Лоренцо Сториони около 1790 года, – ее окончательная цена свыше $160 тыс. А вот более скромный лот, скрипка итальянского мастера Джоанесса Тонони, созданная около 1720 года, не нашел своего покупателя на Christie’s в мае 2005 года. Несмотря на неоспоримые достоинства (хорошую сохранность, великолепное звучание, высокий уровень исполнения) и сравнительно скромную цену – $120 тыс.

Скрипки конца XIX – начала XX века также заслуживают внимания, хоть и стоят в разы дешевле. Наиболее популярны те из них, цена которых не превышает $1,5 тыс. Прекрасная французская скрипка 1898 года, принадлежавшая некогда графу Паулю Бланчарду (есть соответствующая подпись), оценивалась в $4,5–6,3 тыс., но так и не была продана на Bonhams в сентябре прошлого года. А инструмент 1900 года выпуска при продаже превысил эстимейт (в $1,5 тыс.), уйдя с молотка за $3 тыс. Возможно, помог необычный дизайн – стильное сочетание красного и коричневого, изящная форма корпуса.

Старинных гитар сохранилось мало. Основные лоты на аукционах – инструменты знаменитых музыкантов современности. Порой они не являются антикварными, но платят за них вполне солидные суммы. Как, например, за гитару Ленни Кравитца – известного композитора, певца и оранжировщика, подаренную когда-то президенту Бразилии Луису да Силве, заплатили $130 тыс. А гитара, на струнах которой Пол Маккартни разучил свои первые аккорды, была продана на аукционе Music Legends за $650 тыс. (при стартовой цене $180 тыс.)

Недоступная классика. Старинные фортепиано и кабинетные рояли – также привлекательный предмет коллекционирования. Однако еще менее ликвидный, чем скрипки. По той простой причине, что занимают клавишные много места. Коллекций таких крайне мало – в основном красивые и благородные вещицы покупают в подарок состоятельным людям или приобретают профессиональные музыканты.

Антикварные фортепиано и кабинетные рояли можно обнаружить как на специализированных торгах больших аукционных домов, так и в стрингах (разделы торгов) мебели и предметов интерьера. На таких был продан рояль из красного дерева 1878 года выпуска – он сделан в стиле Людовика XVI, украшен расписными панелями работы живописца Хуана Антонио Гонсалеса. Оценен инструмент был в $100–200 тыс., а продан более чем за $300 тыс. Это довольно высокая цена и объясняется она тем, что у предмета солидный провенанс – принадлежал рояль королеве Португалии Марии Савойской.

Рояль Steinway King Edward VII, сделанный на заказ для принца Уэльского в 1898 году, был выставлен на швейцарском аукционе Dream Factory. Его оценили в $300 тыс. А в январе 2006 года эксперты австрийского аукционного дома Dorotheum оценили передвижное пианино Вольфганга Амадея Моцарта в $100 тыс. Однако купили его всего за $50 тыс.

Существенно повысить стоимость музыкального инструмента способна история. Например, самым дорогим в мире пианино является инструмент Джона Леннона – его продали в октябре 2000 года поп-звезде Джоржду Майклу за $2 млн. По преданию, именно за этим пианино знаменитый битл сочинил популярную песню Imagine. В правой верхней части крышки виден след от сигареты Джона Леннона.

Великие предшественники фортепиано – клавесины сегодня незаслуженно забыты. Они считаются многими недостаточно совершенными, а лучшие их образцы находятся в музеях. Самым дорогим клавесином, проданным на открытых торгах, является сегодня инструмент фирмы Couchet. Он изготовлен в Антверпене в 1679 году. На аукционе Sothby’s его продали в 2001 году за $390 тыс.

Журнал «Финанс.» № 40 (177) 16-22 октября 2006 г. — Антиквариат
Инга Коростылева

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.