Эдвард Миттеран:»Российский арт-рынок пока не на пике»

— Открытие Stella Art Gallery сопровождается выставкой, посвященной американскому поп-арту, на которой будут представлены работы Энди Уорхола, Тома Вессельмана и Жан-Мишеля Баския. Вы выступаете в качестве куратора выставки. Не могли бы вы рассказать о ней подробнее?

— Интересным в этом показе мне видится то, что он задумывался скорее как визуальный, нежели как исторический. Выставка в музее собрала бы всех официальных художников, представляющих поп-арт. Мы же решили сделать акцент лишь на именах Энди Уорхола и Тома Вессельмана — иконах направления поп-арт, а также их духовного сына Жан-Мишеля Баския. Связь между ним и Уорхолом хорошо известна благодаря их общим работам. И если поставить картины рядом, родство станет еще более очевидным, что не может не вызвать новых визуальных ощущений. Том Вессельман придает этой группе законченный вид, поскольку также выражает себя через популярную американскую культуру, преобразуя ее элементы, играя с ними. В итоге у нас имеется выставка, которую легко прочитать и понять и которая является хорошей отправной точкой для осознания современного искусства.

— Есть два полярных мнения: одни считают, что российский арт-рынок находится в состоянии подъема, другие — что его еще просто не существует. Что по этому поводу думаете вы?

— Если рассматривать современный российский художественный рынок, то я не вижу никаких элементов, доказывающих, что он находится на пике. Складывается впечатление, что местные галереи все больше присутствуют на международных художественных ярмарках с работами российских художников, но эти художники, за исключением Ильи Кабакова и Олега Кулика, еще не заняли своего места в важных международных галереях.

— Европейский художественный рынок существует уже 150 лет. Какие процессы происходят на нем сейчас?

— Европейский художественный рынок был лидером до Второй мировой войны. После войны он потерял свое превосходство из-за усиления позиции Соединенных Штатов, которые вкладывали огромные средства в искусство как частным образом, так и публично.

Сейчас наблюдается всплеск интереса к фотографии, которая составляет, возможно, 70% рынка. Вследствие большого количества фотографов, которые появились на рынке за последние 10 лет, коллекционеры сейчас сосредоточены на меньшем количестве имен. Именно поэтому, например, в немецкой фотографии сейчас наблюдается рост цен, который достигает более $600 000 за работы Андреаса Гурски на аукционах.

— Каков годовой оборот французского арт-рынка? С какой сферой бизнеса его можно сопоставить?

— У меня нет точной цифры, но я бы сказал, что около 4% мирового рынка аукционов и около 10% мировых продаж. Этот рынок можно сравнить с финансовыми рынками.

— Какие галереи самые крупные игроки на европейском, и в частности французском, рынке современного искусства?

— Главными действующими лицами в Европе являются Ваддингтон, Ларри Гагосян, Хаузер & Вирт, Карстен Грив, Моника Спрут, Рафаэль Яблонка, Уайт Кьюб, во Франции — Ивон Ламбер, Эммануэль Перротен, Таддеус Ропак, Энрико Наварра и др. Все они начинали по-разному. Единственное, что у них общего, — это хорошая группа художников, способность удерживать их и открывать новые имена.

Например, Эммануэль Перротен организовал свою галерею в возрасте около 20 лет, не имея почти никаких ресурсов. Он начинал в своей квартире рядом с Бобург, а затем открылся в 13-м округе Парижа (рю Луи Вайсс) вместе с другими очень хорошими молодыми галереями, когда муниципалитет предоставил им льготы для переезда в этот отдаленный район. Сейчас ему 33 года, и он представляет некоторых из известнейших современных художников, таких как Марико Мори, Маурицио Каттелан и Такеши Мураками. Чтобы достигнуть этого, ему приходилось идти на риск, находить людей, которые бы его поддержали, и бороться, чтобы сохранить художников на очень конкурентоспособном рынке. Уайт Кьюб начинали в Лондоне в крошечной белой комнатке в форме куба. Им удалось выплыть на Молодых Британских Художниках (МБХ), главным образом запущенных известным английским коллекционером Чарльзом Саатчи, и сейчас Уайт Кьюб является одной из самых мощных галерей в мире.

— Как создать галерею «с нуля»?

— У вас есть выбор: либо вложить большое количество денег и играть по-крупному с известными художниками, либо начать с самого малого — с молодых неизвестных авторов. Инвестиции окупятся быстрее в первом случае, но с более высоким финансовым риском и более низкой разницей между покупной ценой и продажной.

— А как складывается круг покупателей?

— Сначала клиенты появляются благодаря вашим связям, затем через несколько лет, если вы в состоянии присутствовать на важных художественных ярмарках, вы начинаете продавать работы иностранным клиентам, которые слышали о ваших художниках или увлекаются их творчеством. Но только будущее может показать, насколько оправдала себя ставка на того или иного автора. И зачастую все расчеты оказываются неверными.

— Сколько стоит раскрутить молодого, талантливого, но совершенно неизвестного художника?

— Дело не в том, сколько это будет стоить, а в том, сколько времени это займет. И я бы сказал, в среднем это составит 10 лет. Затем вы можете выбрать место для их показа: модную галерею или крошечное пространство. Единственная проблема помимо затрат на содержание — это то, что художник не захочет оставаться в вашем крохотном пространстве, когда он станет звездой, если вы не будете расти так же быстро, как и он.

— Как определяется рейтинг художника?

— Популярность зависит от того, в какой галерее он выставляется, в какие музейные выставки он был включен, какая коллекция купила его работы, каков уровень его продаж на аукционах, какие статьи написаны о нем в международной специализированной прессе, и от многих других факторов.

— А где вообще грань между коммерческим успехом художника и конъюнктурой?

— Границей всегда является качество работы. Рынком можно манипулировать в краткосрочной перспективе, но не в долгосрочной. В конце концов хорошие работы всегда побеждают. «Вы можете обмануть кого-то когда-то, но вы не можете обманывать всех всегда». У плохих художников может быть коммерческий успех, на самом деле большее количество людей покупает плохое искусство, а не хорошее искусство, что вполне логично, поскольку необходимо иметь минимальные знания по современному искусству, чтобы суметь оценить качество работы и выработать собственный вкус. Большинство людей реагирует на импульс, когда покупает работы, но, если импульс не подпитан знаниями, они обычно выбирают «неправильную» работу. Именно поэтому галереи всегда будут необходимы, чтобы направлять покупателей в области искусства.

— Как формируется номинальная цена на аукционе? Бывают ли случаи продажи подделок?

— Номинальная цена за аукцион обычно формируется ценой работы в галереях. Если работы нет в галереях, цена формируется по предыдущим результатам продаж. Проданные подделки на аукционах — это редкое явление, потому что большинство профессионалов просматривает каталоги перед аукционом. Например, я обнаружил подделку Ники де Сан Фалль в каталоге несколько лет назад, и лот был снят с торгов. Художественные галереи несут ответственность за продажу подделки в течение 50 лет, поэтому им выгодно защищать себя от продажи подделок.

— До сих пор современное российское искусство не было вовлечено в мировой аукционный оборот…

— Аукционы — это лишь результат работы, выполняемой галереями, по крайней мере в отношении современного искусства. Поскольку российское современное искусство еще не проникло в международные галереи, работы не могут появиться на аукционах. Единственный способ изменить ситуацию в отношении высококачественного современного российского искусства — это войти в галереи высокого уровня в США, Франции, Германии. Так, чтобы они стали частью большой игры.

— Большая часть имен российских художников неизвестна в Европе. Кого все-таки знают и каковы перспективы у молодых российских художников на Западе?

— Качество современного искусства в стране обычно зависит от показов современного искусства этого государства. Чем больше в России будет выставок, статей в прессе, обзоров, тем выше будет уровень знаний. Это означает, что молодые российские художники, которые будут вовлечены в эту новую деятельность, будут находиться в лучшем положении для создания хороших работ. Они станут компетентными профессорами в новых художественных школах и будут помогать новому поколению художников, которое будет находиться в еще более благоприятных условиях. Это полная цепочка усилий, которая сделает возможным присутствие России на современном рынке. Эта цепочка не может быть создана за один день. Единственные российские художники, которых я знал до того, как приехал в Москву, — это Илья Кабаков и Олег Кулик. Я думаю, что перспективы для российских художников на Западе огромны, но это займет некоторое время и затронет музеи, галереи, школы, государство.

— Ну и под конец не могу не задать вопрос: каких взглядов на искусство придерживался ваш дядя? Бывал ли он в ваших галереях?

— Со времен Джорджа Помпиду французские президенты всегда были близки к современному искусству в той или иной форме. У меня не было галереи до того, как он умер, но он часто посещал галерею моего отца. Он также посещал наш стенд на FIAC каждый год.

Журнал «Финанс.» № 38 (1-7 декабрь 2003) — Отдых
Беседовала ЮЛИЯ ГОРДИЕНКО

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.