«Три в одном». В ближайшие года два-три недостаток внимания к IP-телефонии, передаче данных и платному телевидению будет компенсирован. «Всплеска на рынке мобильной связи тоже никто не прогнозировал. Ситуация может повториться, конечно, не в таких масштабах», — считает Елена Баженова, аналитик ИК «Атон». Развиваться дополнительные услуги будут «в одном пакете» и под одним названием — triple play (одновременная передача данных, речи и видеоизображения). Возможность объединения появилась благодаря широкополосным мультисервисным сетям. То есть в вашу квартиру или офис протягивают кабель, который обеспечивает выход в интернет, телефонную связь и телевизионную трансляцию. Формула «три в одном» актуальна не только для шампуня.
В мае проект по созданию широкополосной развлекательной сети завершила АФК «Система». Компания Alcatel поставила российскому партнеру программное обеспечение для доставки мультимедийных услуг. Например, «Стрим-ТВ» позволит абонентам «Стрим» не только пользоваться доступом в интернет, но и смотреть 80 российских и зарубежных каналов. Правда, оценить удобство проекта пока смогут только москвичи. В столице уже сложилась клиентская база и развитая сеть широкополосного доступа. Для того чтобы проект стал общероссийским, потребуются модернизация и создание единой инфраструктуры.
Примеры для подражания. Это не первая широкополосная сеть в России. Генеральный директор «Центртелекома» (голосующее большинство акций принадлежит ОАО «Связьинвест») Рубен Амарян рассказал «Ф.», что подобные проекты реализуются в девяти филиалах компании: «За 2004 год в развитие мультисервисных сетей мы инвестировали около $7 млн». Наиболее масштабная мультисервисная сеть развернута в Московской области. В июле прошлого года воронежский филиал ввел в эксплуатацию мультисервисную сеть на базе ВОЛС, которая сегодня охватывает Воронеж и 22 из 33 районов области. В Липецкой области цифровая МСС насчитывает 28 узлов.
В Костроме мультисервисная сеть существует с 2003 года. 30% из 42 тыс. потенциальных абонентов уже оценили удобство технологии. Тем более что стоимость пакета невелика — 96 рублей в месяц.
Еще один пример — компания «Комкор-ТВ» — оператор платного телевидения и интернет-провайдер, действующий в Южном и Центральном административных округах Москвы. Компания предоставляет телевизионные услуги 64 тыс. абонентов. Еще 14 тыс. подписчиков «Комкор-ТВ» пользуются выделенным доступом в интернет. Аналитик IKS-Consulting Константин Манилов утверждает, что именно сети кабельного телевидения удобно использовать для оказания массы других услуг.
Как показывает опыт развитых рынков, широкополосный доступ — это очень перспективно. «С телекоммуникационной точки зрения это высокое качество и большая пропускная способность, с точки зрения клиента — доступ к современным привлекательным сервисам», — говорит Аркадий Матковский, вице-президент компании «Транстелеком».
Телекоммуникационная мозаика. Пока в России рынок дополнительных телекоммуникационных услуг характеризует функциональная и территориальная раздробленность. В секторе есть и крупные игроки, например «Транстелеком» и «РТКомм.ру». Но они занимаются другим видом бизнеса — сдают в аренду сети и оборудование и обслуживают корпоративных клиентов. Альтернативным операторам и провайдерам приходится пользоваться их услугами, поскольку создание сети, охватывающей территорию всей страны, стоит около $1 млрд.
Сейчас на рынке существует огромное количество маленьких компаний, предоставляющих определенный вид услуг. Например, в 2004 году порядка 2 тыс. провайдеров предоставляли услуги доступа в интернет. При этом конкуренции как таковой среди них нет. Каждая обслуживает небольшую территорию. И за право подключить вас к сети будут бороться две — максимум три компании. Тот же «Комкор-ТВ» или «МТУ-Интел» (группа компаний «Система-Телеком») — крупнейший московский провайдер в регионах не представлены. «О рынке много говорят, но сам по себе он почти никакой. Сколько абонентов у «МТУ-Интел»? Максимум 100 000 — это же капля в море!» — считает Елена Баженова. Основной причиной такой «сосредоточенности» является отсутствие средств, необходимых для консолидации. Все свои доходы они вкладывают в развитие, и на покупку конкурентов денег не остается.
Раздробленность рынка сохранится недолго. По мнению всех экспертов, в ближайшее время в сегменте услуг связи будет происходить консолидация. Компании постепенно начнут укрупняться путем слияния или поглощения. Примеры есть уже сейчас: «Центртелеком» приобретает региональных провайдеров.
Традиционные операторы вышли на рынок дополнительных услуг связи только два года назад. «Поэтому пока реальной угрозы для «альтернативщиков» они не представляют», — считает Елена Баженова. По данным IKS-Consulting, доля подконтрольных «Связьинвесту» компаний в секторе коммутированного доступа в интернет — одна треть. Если говорить о выделенных линиях — тут они контролируют где-то 15% рынка. В 2003 году 93% доходов IP-телефонии пришлось на альтернативных операторов и лишь 7% — на традиционных.
Однако генеральный директор «Центртелекома» полагает, что вскоре ситуация изменится и именно внедрение мультимедийных сервисов на базе сети широкополосного доступа позволит традиционным компаниям эффективно работать в условиях жесткой конкуренции, особенно со стороны беспроводных технологий. «Мы вкладываем значительные средства в модернизацию сети и развитие новых услуг на базе современных технологий. Так, до 43% инвестиций в общей структуре затрат на новые услуги пойдет на строительство сетей передачи данных с функционалом мультисервисной сети. Планируется также развивать услуги аутсорсинга и информационно-справочных служб на базе сетевых центров обработки вызовов, которые свяжут области ЦФО в единое информационное пространство», — заявил Рубен Амарян.
Приближение дальнего. Сегмент альтернативных операторов фиксированной связи, несмотря на происходящие в нем процессы консолидации, также продолжает оставаться немонополизированным. Крупными телекоммуникационными группами контролируется порядка 47% рынка (для сравнения: в сотовой связи — около 88%). Правда, развитие сектора сдерживает правовая неопределенность. «Мне не ясно, что будет с альтернативными операторами после введения новых Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия», — говорит Ирина Ложкина.
Документ, утвержденный правительством 25 марта, упраздняет монополию «Ростелекома» (51% голосующих акций принадлежит ОАО «Связьинвест») на услуги дальней связи. Все операторы делятся на три группы: местной, зоновой и дальней связи. Для получения лицензии, например на зоновую связь, необходимо провести линии до каждого городского поселения области. Соответственно для того, чтобы стать оператором дальней связи, надо подключиться к сетям операторов местной связи в 89 регионах России. Аналитики и участники рынка считают, что требования довольно жесткие. Пока заявки на получение лицензии подали три компании: «Голден Телеком», «Межрегиональный Транзит Телеком» и «Транстелеком». «Мы рассчитываем, что участие в этом открывающемся рынке позволит нам существенным образом увеличить доход от оказания услуг связи», — заявил «Ф.» Аркадий Матковский из «Транстелекома».
Непаханое поле. И все же эксперты в один голос утверждают, что рынок только-только начинает развиваться. В России уровень проникновения интернета — около 5%. Во всем мире этот показатель больше 50%. Кабельным телевидением у нас пользуется только 1% населения. Динамика развития рынка услуг платного телевидения предопределена рядом национальных особенностей. Российская модель вещания характеризуется большим количеством бесплатных каналов. Единственным аргументом альтернативных операторов может быть высокое качество изображения.
Елена Баженова считает залогом успешного развития этих отраслей улучшение экономического положения страны, в частности благосостояния населения. «Сейчас тарифы российских компаний такие же, как и у европейских. Но зарплаты-то у нас другие. И $25-30 для обывателя все равно много», — поясняет эксперт. Аркадий Матковский также считает платежеспособность потребителей одним из факторов развития рынка наряду со степенью либерализации доступа к телекоммуникационной инфраструктуре и проникновением компьютеров. Ирина Ложкина, аналитик ИК «Проспект», полагает, что развитие отрасли зависит прежде всего от государственного регулирования: «Новые правила могут полностью изменить ситуацию на рынке. В течение года будет происходить утряска — компании подумают, что им делать дальше».
Журнал «Финанс.» № 19 (109) 23-29 мая 2005 — Компании
Елизавета Окулова
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.