Потолок Маккартни

Концерт Пола Маккартни внес капитальный сбой в туристический маршрут Санкт-Петербурга: Дворцовая площадь была перекрыта с самого утра и многочисленным иностранцам пришлось в принудительном порядке вычеркивать пункт «Эрмитаж» из своих экскурсионных планов. Зато спекулянты всех видов и мастей использовали приезд музыканта по полной: «лишний билетик» в отдаленный от сцены танцевальный партер можно было приобрести всего за 500-600 рублей, флажки с изображением Пола — за 100, а промоушн-акций было и вовсе не счесть: реклама на фоне звезды такого масштаба, что и говорить, дело выгодное и… бесплатное.

Если в прошлом году сэр Пол приятно удивил москвичей хваленой британской пунктуальностью, начав шоу почти минуту в минута, то на этот раз собравшуюся на площади 60-тысячную толпу «мариновали» ожиданием более часа. Постаралась и питерская погода: огромная туча возникла, казалось, из ниоткуда, и на жаждущий экс-битла люд обрушился ливень не хуже, чем в фильме «Послезавтра». Лед тронулся с последними всхлипами дождя: на сцене задвигались клоунского вида фигуры, по площади поплыли огромные шары — началось предваряющее концерт шоу, аналог прошлогоднего московского. Под почти дискотечные танцы стройных девочек и выделывающих фигуры брейк-данса мальчиков демократичная публика стоячих секторов недоуменно переглядывалась и почти начинала возмущенно свистеть, когда неожиданно на сцену выскочил Пол Маккартни в красной футболке и голубом кителе и выкрикнул: «Привьет, ребьята!» И понеслось.

Для затравки — энергичная Jet, взрывающая площадь долгожданным выплеском эмоций. Люди улыбаются друг другу и словам Маккартни, не дожидаясь появления на 18-метровом экране строки синхронного перевода — публике, сгрудившейся позади Александрийского столпа, картинку все равно видно с большим трудом. Сюрпризом трехтысячного концерта (столь круглому числу удивились и сами музыканты) стала песенка, посвященная Санкт-Петербургу: нехитрые, но ласкающие слух слова «I love Saint-Petersburg» заставляют наиболее впечатлительную часть публики тянуться за носовыми платками. Еще две композиции Got To Get You Into My Life и Flaming Pie стали российскими премьерами — пустячок, а приятно. Hey Jude скандирует без исключения вся площадь, а с аккордами Live And Let Die в теперь уже безоблачное, сияющее вечерним солнцем питерское небо летит оглушительный фейерверк.

Пол Маккартни много говорит по-русски, демонстрируя подкупающее знание разговорных словечек. Так, представляя своих музыкантов, он комментирует вполне непринужденно: «потрясный клавишник», «крутой барабанщик», «забойный гитарист»… Последний — Расти Андерсон — при этих словах выходит на сцену с «мыльницей» и словами: «Можно вас сфоткать?» И, указывая на задние ряды, почти издевательски добавляет: «Давайте ближе!»

Как и в прошлом году в Москве, спустя несколько первых песен сэр Пол прогоняет своих музыкантов со сцены. «Наконец-то мы одни», — заговорщически подмигивает он счастливой площади и, аккомпанируя себе то на акустике, то на рояле, поет несколько лирических композиций. Две песни посвящает и ушедшим друзьям: Джону Леннону — Here Today, а Джорджу Харрисону — All Things Must Pass.

Накал страстей нарастает по мере приближения к концу концерта. Флюиды радости начинает источать даже официозно-чиновничий VIP-партер, когда со сцены раздаются долгожданные звуки Back In The USSR. На экране мелькает прошлогодняя нарезка кадров — символов советской эпохи, а рев голосов на площади напоминает, пожалуй, лишь запуск космического корабля. Стоящий по левую руку Эрмитаж сотрясается от звуковых вибраций — после концерта его директор Михаил Пиотровский еще выскажет свое негодование на предмет риска, которому организаторы концерта подвергли бесценную коллекцию.

На запланированный «бис» сэр Пол выходит с развевающимся по ветру российским флагом и очаровательно-развязным: «Че, мало?», повергая публику в состояние непередаваемого детского восторга. «Мало, мало», — подтверждает она, и с лукавым «О-key» он поет уже давно скандируемые в перерывах между песнями Yesterday и Let It Be.

…Впрочем, при всем этом море эмоций, при всем размахе у концерта в Питере есть одно глобальное отличие от прошлогоднего московского: он второй, и это заметно. Спеть Back In The USSR на Красной площади, по признанию самого сэра Пола, для него было делом особенным и почти невероятным. Блестяще выступить на Дворцовой — делом чести. Таким же, как отыграть все прочие концерты 04 Summer Tour.

Журнал «Финанс.» № 25 (66) 28 июня — 4 июля 2004 — Отдых
Юлия Гордиенко

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.