МВА: дистанция не для слабых

Еще с советских времен заочную форму обучения выбирали взрослые и серьезные люди, которым для продвижения по служебной лестнице требовался диплом о высшем образовании. Многие преподаватели и сейчас относятся к «заушникам» снисходительно, уважая, однако, их решимость.

Дистанционное же бизнес-образование не может позволить себе такой лояльности к ученикам: цели здесь другие. «Классическое «заочное» всегда стремилось доказать, что оно не хуже «очного». А от студента-очника требуются внимательность к лектору и способность демонстрировать знания, хорошо отвечая на экзаменах, – объясняет ректор Международного института менеджмента ЛИНК Сергей Щенников. – МВА, прежде всего, ориентировано на практику, развитие способности к принятию быстрых и грамотных решений, формирование управленческих навыков. Когда в обучающую модель закладывают это отличие, то можно говорить о смене образовательной концепции. Если же «говорящую» голову лектора просто записали на видео, то особой разницы между дистанционным и привычным заочным образованием, вроде бы, нет».

Профессор классической школы, читающий лекции в огромной аудитории, не запоминающий лиц и имен сотен своих студентов, находится от слушателя дальше, чем преподаватель, встречающийся с учеником в виртуальном пространстве, считают в ЛИНКе. Чтобы обеспечить такое общение школы используют разные инструменты: виртуальные доски объявлений, чаты, электронные ведомости и зачетки. Повсеместно практикуется система тьюториалов, где тьютор – это преподаватель, закрепленный за определенной группой студентов. В режиме онлайн-конференций происходит обсуждение различных вопросов. «Кроме учебных моментов такое общение помогает студенту решать собственные производственные проблемы», – комментирует Сергей Щенников. Примерно раз в месяц тьютор встречается с учениками «вживую». Каждые полгода институт проводит трехдневные выездные школы. Обязательно очное присутствие студента на экзамене и защите дипломной работы.

«Дистанционные технологии позволяют студентам самим «моделировать» образовательную программу, создавать свой собственный гибкий график обучения, – говорит первый проректор по учебной работе Института экономики и финансов «Синергия» Светлана Жильцова. – Однако мы полагаем, что интерактивный режим обучения должен дополняться аудиторными занятиями, основная цель которых – коллективное обсуждение кейсов и заданий. Во время очных сессий завязываются деловые контакты, что является частью ожиданий слушателей от учебы». Впрочем, посещение сессий в «Синергии» – вопрос личных предпочтений, обязательным является лишь присутствие на сдаче письменных экзаменов и защите аттестационной (дипломной) работы.

Тем временем в Moscow Business School (MBS) считают приемлемым полный отказ от аудиторных занятий. Живое общение с тьютором можно свести к формату видеоконференций. Более того, и защиту выпускного проекта (первый выпуск школы состоится летом) планируется провести дистанционно: аттестационная группа посетит около пятидесяти городов России и стран СНГ. «Полностью дистанционное обучение ново для России, но оно широко практикуется в мире. И успешно справляется с задачей распространения качественного бизнес-образования», – утверждает ректор MBS Павел Данейко.

По мнению разработчиков дистанционных программ, основным критерием качества курса является его способность сформировать у слушателя те самые практические навыки принятия решений, применения бизнес-стратегий, управления компанией в кризисный период. «На очных и модульных программах МВА огромную роль в становлении этих компетенций играют преподаватели, их опыт и методы работы с аудиторией, – говорит Светлана Жильцова. – А для дистанционной исключительное значение имеют методическое обеспечение, качество электронных материалов». Но, скорее всего, знакомство с учебным планом мало поможет потенциальному слушателю при выборе. Этот документ содержит вполне типичный набор предметов, в нем всегда найдется место менеджменту, финансам, маркетингу, праву и курсу по развитию лидерских качеств.

При выборе бизнес-образования имеет смысл обратить внимание на наличие аккредитаций авторитетных международных организаций, например АМВА (Association of MBAs) или AACSB (The Association to Advance Collegiate Schools of Business). Хотя существуют общепризнанные дистанционные программы, без каких-либо аккредитаций занимающие первые места в рейтингах. Например, МВА школы бизнеса Университета Феникса (США) или Эдинбургской школы бизнеса (Великобритания). «У бизнес-образования есть только один критерий эффективности – это успешные карьеры выпускников, – считает Павел Данейко. – Может быть выстроена какая угодно замечательная схема, но если люди после учебы не работают лучше и не получают за свой труд больше, то программу можно назвать бесполезной. Конечно, оценивать по этому критерию можно только в долгосрочной перспективе». При этом большинство российских дистанционных МВА-программ не имеют «длинной» истории, и пока одним из самых распространенных факторов, влияющих на выбор, остаются рекомендации тех, кто их уже прошел.

ПОТРЕБИТЕЛИ: 32-летние студенты

Слушатели дистанционной МВА-программы практически не отличаются от студентов вечерних и модульных форм обучения.

В основном это руководители высшего и среднего звена, испытывающие дефицит времени. Удаленный доступ к качественному образованию становится для многих единственным шансом повысить профессиональную квалификацию. Средний возраст студентов – 32 года, доля женщин – около 30%. Данная форма обучения пользуется большим спросом у корпоративных заказчиков, заинтересованных в обучении своих сотрудников «без отрыва от производства». Кроме того, дистанционные программы расширяют географию бизнес-образования, делая его доступным для удаленных регионов.

Что действительно отличает студента-дистанционника, так это высокий уровень сознательности. Не все взрослые и успешные люди готовы к самостоятельной учебе, которая сопряжена с жесткой самоорганизацией. Школы же заинтересованы не только в количестве учащихся, но и в качестве знаний выпускников, поэтому уровень контроля не позволяет слушателям учиться вполсилы. Около 20% не справляются. Причины: неготовность воспринимать большие объемы информации, загруженность на работе.

Журнал «Финанс.» №17 (252) 05 мая — 11 мая 2008 — Образование
Татьяна Юкиш

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.