Набор для трех букв. Заставить владельца дорогой машины заплатить за полис на $1000 больше, чем с него просит конкурент, очень просто: достаточно убедить его, что эти деньги полностью избавляют от хлопот и экономят время. Именно дополнительный сервис, а не полнота и быстрота возмещения отличают эксклюзивные продукты от просто качественного страхования.
При всей эксклюзивности услуг для дорогих клиентов можно все же говорить о некоем стандартном пакете опций, которые предлагают крупнейшие операторы рынка. И вечно улыбающийся персональный менеджер далеко не главная его составляющая. Однако оценить все достоинства vip-страхования можно, как это ни печально, только при наступлении страхового случая. Именно в процессе урегулирования убытков компания более всего рискует потерять состоятельного клиента. И если обычный страхователь становится активным участником этого процесса, то привилегированного стараются держать от него в стороне. В идеальной ситуации от клиента требуется один раз позвонить страховщику с места ДТП и один раз ответить на звонок (когда ему сообщат, что машину можно забрать из ремонта).
Телефон, указанный в полисе «для особо важных персон», сродни американскому 911. Став участником дорожного происшествия, достаточно позвонить на круглосуточный пульт страховщика, оператор которого сам вызовет сотрудников ГИБДД, а если необходимо — скорую помощь или пожарных. И уж в любом случае на место ДТП прибудет аварийный комиссар (аварком). Круг его обязанностей широк: для начала он должен оказать психологическую помощь, а если потребуется — физическую защиту клиента, ну а с прибытием инспекторов ГИБДД (аварком их, как правило, опережает) взять на себя общение с ними и проследить за правильностью оформления документов. Далее его задача — описать все причиненные автомобилю клиента повреждения и организовать эвакуацию машины на станцию техобслуживания.
Эвакуация, которую оплачивает страховщик, далеко не самое хлопотное дело. Настоящие проблемы возникают с организацией ремонта. Сервисные станции многих автодилеров сегодня перегружены, а в иных очередь растягивается на месяцы. И кем бы ни был vip-клиент, страховщики не в состоянии протолкнуть его вне очереди. «Эту проблему сегодня не решает ни одна компания, так как у страховщиков отсутствуют собственные сервисные центры. Но мы можем предложить нашим клиентам альтернативу дилерским центрам — другие сервисы, где ремонт будет обеспечен быстрее. И мы гарантируем, что они будут сертифицированы, хотя и не всегда являются официальными дилерами», — разъясняет директор центра страхования автотранспорта «Росно» Александр Гурдус. Некоторые страховщики, работающие по vip-программам, готовы оплатить ремонт в автомастерской, на которую укажет сам страхователь, даже если стоимость услуг в ней выше. «Если клиент желает ремонтироваться на своей станции, с которой у нас нет договорных отношений, мы идем навстречу, оплачивая счета стороннего автосервиса. Кроме того, если станция не возражает, можем сразу проплатить деньги за ремонт непосредственно СТО, тем самым освобождая клиента от всех денежных вопросов», — рассказывает директор департамента по страхованию Межотраслевого страхового центра (МСЦ) Ирина Волкова.
Ну а пока длится ремонт, сотрудники страховой компании напрямую или опять же через службу аварийных комиссаров занимаются бумажной работой, собирая справки из ГИБДД. Чаще всего они способны избавить своего клиента от этой бюрократии, хотя в тяжелых случаях (например, если в ДТП пострадали люди) объясняться с инспекторами участнику аварии приходится все-таки лично.
Но большинство происшествий — мелкие. И отдельные незначительные повреждения автомобиля страховщики готовы оплачивать даже без справок. Как правило, речь идет о стеклянных деталях — фарах, стеклах, зеркалах. Например, в МСЦ в упрощенном порядке готовы возмещать ущерб при условии, что его размер не превышает 3% от страховой суммы.
Полноценный vip-пакет предусматривает поддержку клиента не только в ДТП: бесплатную эвакуацию или неотложную техническую помощь страховщики предоставляют и при обычных неисправностях автомобиля, а аварком выезжает по первому требованию страхователя даже если речь идет о едва заметной царапине.
Vip по карману. Как утверждает Александр Гурдус, эксклюзивная программа автострахования — это не программа для особо важных персон, а прежде всего набор услуг соответствующего качества, которые при желании могут позволить себе и владельцы более скромных машин, чем Rolls Royce или Bentley. Эту точку зрения разделяют и другие страховщики. Политика продаж таких услуг сегодня строится следующим образом. Для владельцев наиболее престижных авто соответствующий набор услуг становится бесплатным приложением к полису. Одни компании при определении критериев престижности исходят из размера страховой премии, например, в «Ингосстрахе» годовой взнос, обеспечивающий бесплатное обслуживание, составляет $3 тыс., другие — из стоимости самого автомобиля. Так, в «Росно» престижный пакет автоматически предоставляется страхователю, чья машина дороже $35 тыс. Впрочем, если стоимость страховки или авто не дотягивает до этих значений, приобрести vip-программу можно за дополнительную плату. Зачастую она носит скорее символический характер — $100-200, правда, страховщики оставляют за собой право «покапризничать» и продают такие услуги владельцам более или менее новых машин, стоимость которых превышает $10 тыс. В то же время на отдельные опции программ (сбор справок в ГИБДД, выезд аваркома) может подписаться каждый.
Журнал «Финанс.» № 20 (110) 30 мая — 5 июня 2005 — Автофинансы
Артем Федоров
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.