Сейчас активными заемщиками на открытом рынке являются 29 субъектов Федерации и 11 муниципальных образований. Согласно данным агентства Cbonds, с начала года и по конец мая ими привлечено на рынке путем облигационных эмиссий 16,37 млрд рублей, тогда как объем погашений по долгам за этот период составил 4,41 млрд рублей. В результате объем чистого привлечения средств регионами с рынка за первые пять месяцев года составил 11,96 млрд рублей.
Вместе с тем объем долга, который существует в бумагах, весьма незначителен против общего долга, который имеют субъекты Федерации. Так, по словам заместителя министра финансов Беллы Златкис, общий объем долга регионов по состоянию на конец мая составлял 217,7 млрд рублей, причем всего 17,2% этого долга существует в виде ценных бумаг. «Это говорит о том, что пока субъектам Федерации значительно проще занять у коммерческих банков, так или иначе связанных с деятельностью соответствующих властей, нежели выйти на открытый рынок, раскрыть информацию о себе и отвечать перед потенциальным инвестором по всей строгости закона», — заявила заместитель министра. При этом она назвала диапазон ставок, под которые регионы привлекают средства у банков, — 18-20% годовых.
Впрочем, Белла Златкис подчеркивает, что регионы непременно активизируют свои действия по выходу на рынок заимствований. «Надо прямо сказать, что такого бума, пожалуй, не было даже в 1998 году — ни по объемам, ни по качеству предлагаемых финансовых инструментов. Сегодня так или иначе свои претензии на выпуск облигаций заявили 25 субъектов Федерации, хотя прошло только 5 месяцев», — заявила заместитель министра.
Частный бизнес впереди
Преимущества рыночных облигационных займов по сравнению с другими способами финансирования давно уже оценили корпоративные заемщики. Этот сегмент рынка по своим масштабам стал сопоставимым с рынком внутренних государственных облигаций — на конец весны его объем составил 124,358 млрд рублей. Только за период с начала года и по конец мая корпоративные заемщики разместили облигаций на 28,129 млрд рублей, тогда как общий объем погашений за этот период составил 12,719 млрд рублей. Таким образом, корпорации за пять месяцев текущего года с рынка фактически привлекли 15,41 млрд рублей.
Финансирование за счет привлечения средств на открытом рынке дает возможность помимо снижения стоимости обслуживания долга значительно удлинить срок его возврата и снизить риск зависимости от одного или нескольких крупных кредиторов, в основном банков. Так, для инвесторов уже не в новинку облигации корпораций со сроками привлечения ресурсов на 5-6 лет — на такой срок не выдаст кредит практически ни один банк. Ряд эмитентов, таких как Магнитогорский металлургический комбинат, имеют целую облигационную программу из нескольких выпусков, разбитую по срокам — как размещения, так и погашения. Не последнюю роль для эмитентов играет также создание публичной кредитной истории.
Впрочем, безусловно, основная цель выхода на рынок заимствований — более низкая стоимость кредитных ресурсов. Так, если коммерческие банки готовы кредитовать предприятия по ставке 15-20% годовых в зависимости от финансового состояния, то процентные ставки на рынке облигаций сложились бы для них на уровне 11-16% годовых. При этом стоит учесть, что 1% от займа объемом 1 млрд рублей составляет 10 млн рублей, а при заимствовании этой суммы на рынке на три года по ставке всего на 3% ниже банковской эффект экономии средств по обслуживанию долга составляет уже около 90 млн рублей.
Деньги есть!
Тем не менее на рынке явно испытывается дефицит финансовых инструментов для размещения накопившихся у инвесторов средств. Это привело к тому, что за последние полтора года доходность по гособлигациям снизилась с 16-17 до 6,5% годовых — снижение в 2,5 раза. И это несмотря на то, что Министерство финансов довольно активно наращивает объем внутреннего долга. В прошлом году его заимствования составили 150 млрд рублей, увеличив таким образом емкость рынка со 160 млрд рублей на начало года до 217 млрд на конец 2002 года. На 2003 год объем привлечения средств методом выпуска ГКО-ОФЗ запланирован министерством на уровне 169 млрд рублей, при этом на текущий момент облигации на сумму108 млрд рублей уже фактически размещены на рынке. В результате выполнения программы заимствований рынок внутреннего госдолга увеличится на конец текущего года до 300 млрд рублей, или почти на 40%.
Аналогичная тенденция наблюдается и в секторе корпоративных и субфедеральных долгов. Так ООО «Мегафон Финанс» 11 июня полностью разместило на ММВБ первый выпуск своих облигаций объемом 1,5 млрд рублей под доходность к погашению в 9,75% годовых. А правительство Москвы разместило 28 мая облигационный заем на сумму 3 млрд рублей под 7,16% годовых.
По словам Беллы Златкис, сейчас примерно 200 млрд рублей в экономике не могут найти себе объект инвестирования. «Это те средства, что вложены в Центральный банк в виде депозитов, сделок репо, модифицированного репо плюс остатки на корреспондентских счетах банков, — уточнила она. — В последнее время эта сумма практически не меняется».
Однако в ближайшие годы инвестиционных ресурсов на рынке станет еще больше. И виной тому будет проводимая в стране пенсионная реформа, в результате которой образуется колоссальный по меркам нашего финансового рынка объем средств, которые подлежат инвестированию. «К 2010 году сумма средств, поступающих на накопительную часть трудовой пенсии, составит, по нашим оценкам, 1,19 трлн рублей», — заявил заместитель председателя правления Пенсионного фонда РФ (ПФР) Александр Черноиван. Тогда как в 2002 году эта цифра составила всего лишь 37,6 млрд рублей. Столь существенный рост будет обеспечен за счет плавного увеличения процента отчислений: с нынешних 2% до 6%. Причем это так называемые длинные средства — их горизонт инвестирования составляет от 10 до 40 лет. Таких средств не хватает нашей экономике. При этом ПФР, управляющий сегодня этими средствами, имеет право инвестировать их лишь в три вида активов. Два из них — это государственные ценные бумаги, номинированные как в иностранной валюте, так и в российских рублях, третий актив — ипотечные ценные бумаги. Однако ПФР имеет право держать в своем портфеле лишь ипотечные бумаги, по погашению которых имеется гарантия государства. При этом на текущий момент объем таких гарантий составляет 2 млрд рублей. «На такую сумму могут войти ипотечные ценные бумаги в портфель ПФР в этом году», — констатировал Александр Черноиван.
Гораздо большими полномочиями в отношении объектов инвестирования средств накопительной части трудовой пенсии будут обладать частные управляющие компании, при условии, что им окажут доверие потенциальные пенсионеры — в их распоряжении будет 9 объектов инвестирования, указанных в Федеральном законе № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации». В частности, помимо трех вышеназванных видов финансовых инструментов законом как объект инвестирования допускаются облигации субъектов Российской Федерации и корпоративных заемщиков, если они обращаются на организованном рынке ценных бумаг, паи паевых фондов, депозиты в банках и валютные средства на счетах в кредитных организациях. При условии, что последние соответствуют требованиям ЦБ РФ, предъявляемым к дилерам на рынке ГКО-ОФЗ.
Впрочем, все граждане, подпадающие под действие пенсионной реформы и участвующие в накопительной части пенсионного обеспечения в текущем году, должны определиться, кто будет управлять процессом и отвечать за финансовый результат инвестирования их накоплений — частная или государственная управляющая компании. По словам Александра Черноивана, ПФР провел опрос в регионах, результаты которого показали, что порядка 80% граждан отдают предпочтение государству, то есть их средствами будет управлять государственная управляющая компания, инвестируя их в бумаги с гособеспечением. В принципе с такой оценкой согласен и президент управляющей компании «Тройка-Диалог» Павел Теплухин. Однако он считает, что в дальнейшем будет происходить переток клиентов от государственной управляющей компании к частным, и к 2010 году в руках последних будет сконцентрировано порядка 60-70% средств накопительной части пенсионного обеспечения граждан. А это значит, что фактически частные управляющие компании к этому времени будут управлять примерно 700-800 млрд рублей пенсионных накоплений, имея при этом гораздо более широкие возможности для инвестирования, чем государственный управляющий.
Хотя Александр Черноиван также упомянул о проблеме отсутствия необходимого количества надежных финансовых инструментов для инвестирования ресурсов, сосредоточенных в ПФР. «Уже в 2004 году наш объем размещаемых средств в общем объеме эмиссии государственных ценных бумаг составит около 25%, а в 2005 году — уже 31%. С учетом заимствования другого серьезного и крупного инвестора — Сбербанка РФ эта цифра может достигнуть уже порядка 70%. Такое положение вещей не совсем нормально и для нас, и для Сбербанка, и прежде всего, наверное, для самого Министерства финансов РФ. Здесь уже встает задача, наверное, и перед Правительством РФ, а также перед нашими законодательными органами о расширении возможности для инвестирования средств пенсионных накоплений», — констатировал он. При этом Александр Черноиван заметил, что таким инструментом могли бы стать корпоративные и субфедеральные облигации.
Регионы ждут на рынке
В конечном итоге кто бы ни управлял пенсионными средствами, по оценкам Беллы Златкис, порядка 200 млрд рублей к 2010 году только пенсионных денег может быть инвестировано в долговые обязательства субъектов Федерации. При этом она ссылается на опыт развитых стран, где большую часть долгового рынка составляют как раз инструменты регионов. Аналогичной оценки придерживается и Павел Теплухин, при этом прогнозируя дальнейшее снижение рыночных ставок, что делает займы еще более привлекательными для эмитентов. «Единственное, почему это может не произойти, — это если субъекты Федерации организационно не будут готовы к тому, чтобы расширять и развивать ту финансовую базу, которой они сегодня располагают», — заявила Белла Златкис.
Однако инвестиционное сообщество после дефолта 1998 года с некоторой опаской относится к займам регионов, несмотря на кардинально изменившуюся ситуацию в экономике. Причина этому — как налоговая реформа, вымывающая средства из бюджета субъектов Федерации, так и их информационная закрытость и неординарность по экономическому состоянию. Помочь потенциальному инвестору оценить риски вложения в долговые инструменты того или иного субъекта Федерации призваны рейтинги надежности, которые представлены в таблице. На текущий момент в ней сконцентрированы практически все оценки, присвоенные регионам инвестиционным сообществом. Согласно им, можно оценить риски вложения в долговые обязательства того или иного региона и определить в соответствии с ними приемлемую доходность по ним. Ну а в том, что субъекты Федерации в ближайшее время выйдут на долговой рынок, сомневаться практически не приходится — складывающаяся в стране экономическая ситуация подталкивает их к этому. Да и поднимать экономику региона в более короткие сроки можно, лишь активно занимая средства на инвестиции.
Рейтинги кредитоспособности субъектов РФ
Место в текущем рейтинге AK&MСубъект РФРейтинг агентства АК&М по итогам 2002 годаМесто по итогам 2001 годаРейтинг агентства АК&М по итогам 2001 года Текущий рейтинг S&P в валюте* Прогноз изменения рейтинга S&P Текущий рейтинг Вэб-инвест Банка** Прогноз изменения рейтинга Вэб-инвест Банка1Москва90,60194,78ВВСтабильный82,51 (А) Стабильный2Ямало-Ненецкий АО70,52761,35ВПозитивный—3Санкт-Петербург68,36269,79ВВСтабильный82,9 (А) Стабильный4Тюменская область68,35363,27—82,61 (А) Стабильный5Ханты-Мансийский АО66,28561,69ВВ-Стабильный81,8 (А) Стабильный6Липецкая область63,00661,67—71,5 (ВВВ) Стабильный7Ленинградская область61,421356,08—73,9 (ВВВ) Стабильный8Самарская область60,41—В+Позитивный—9Свердловская область58,66859,77В-Позитивный—10Московская область58,171157,14ВСтабильный73 (ВВВ) Стабильный11Вологодская область57,713346,17ВСтабильный—12Республика Татарстан56,30463,07ССС+Позитивный60,27 (ВВ) Стабильный13Пермская область55,69959,34—-14Республика Башкортостан55,291752,45В+Стабильный62,26 (ВВ) Стабильный15Томская область54,446537,5—-16Ярославская область54,284044,8—67,7 (ВВ) Стабильный17Краснодарский край54,131555,54—-18Астраханская область53,721256,13—-19Оренбургская область53,703246,47—-20Республика Саха (Якутия) 52,951455,91—58,8 (В) Позитивный21Чукотский АО52,73——22Нижегородская область52,372051,54Рейтинг отозван—23Рязанская область51,90——24Волгоградская область51,662250,67—57,77 (В) Стабильный25Хабаровский край51,292350,63—-26Саратовская область50,912449,94—-27Ростовская область50,442549,84Рейтинг отозван—28Омская область50,352747,65—56,24 (В) Позитивный29Иркутская область50,313446,14В-Позитивный72,46 (ВВВ) Стабильный30Удмуртская Республика50,191058,41—-31Ставропольский край50,011654,19—-32Красноярский край49,394942,26—53 (В) Стабильный33Калужская область49,392648,96—-34Республика Мордовия47,922151,35—-35Новосибирская область47,764642,64—47,33 (ССС) Стабильный36Белгородская область47,754343,87—53,7 (В) Стабильный37Тульская область47,733944,89—-38Республика Алтай47,613844,91—-39Калининградская область47,315838,96—-40Республика Карелия47,141852,08—65,64 (ВВ) Стабильный41Республика Хакасия46,87——42Приморский край46,684443,48—-43Республика Коми46,401951,8—53,1 (В) Стабильный44Сахалинская область46,065341,04—58,9 (В) Позитивный45Владимирская область45,923745,43—-46Чувашская Республика45,742847,52—58,66 (В) Позитивный47Орловская область45,50——48Новгородская область45,392947,24—-49Мурманская область44,893047,04—56,8 (В) Стабильный50Псковская область44,473645,76—-51Архангельская область43,645440,84—-52Смоленская область43,633545,82—-53Агинский Бурятский АО43,07——
Место в текущем рейтинге AK&MСубъект РФРейтинг агентства АК&М по итогам 2002 годаМесто по итогам 2001 годаРейтинг агентства АК&М по итогам 2001 года Текущий рейтинг S&P в валюте* Прогноз изменения рейтинга S&P Текущий рейтинг Вэб-инвест Банка** Прогноз изменения рейтинга Вэб-инвест Банка54Курская область42,894144,37—-55Тверская область42,834742,57—-56Кемеровская область41,98——57Пензенская область41,553146,98—-58Читинская область41,47——59Республика Адыгея40,86——60Кировская область40,654243,99—-61Тамбовская область40,144543,11—66,37 (ВВ) Стабильный62Брянская область40,085141,79—-63Еврейская автономная область39,956038,43—-64Республика Дагестан39,715241,63—-65Костромская область39,466636,71—-66Воронежская область38,494842,39—-67Карачаево-Черкесская Республика38,276337,81—-68Республика Бурятия38,126238,13—-69Республика Северная Осетия-Алания37,965042,05—-70Ивановская область37,806138,3—-71Амурская область37,725938,74—-72Республика Марий-Эл36,055739,63—-73Ульяновская область35,175540,25—-74Усть-Ордынский Бурятский АО33,306437,68—-75Алтайский край32,32——76Камчатская область32,30——77Магаданская область31,88——78Курганская область30,866930,26—-79Республика Ингушетия26,89——80Кабардино-Балкарская Республика25,496735,24—-81Республика Тыва17,996832,78—-
* -Рейтинг агентства Standard & Poor`s: категории ААА, АА, А и ВВВ считаются инвестиционным классом. Категорий ВВ, В, ССС, СС и С считаются обладающими значительными спекулятивными характеристиками. Категории SD и D означают фактический дефолт по обязательствам.
** -Методика расчета рейтинга Вэб-инвест Банка отлична от методики агентства AK&M, присвоенные цифровые значения сравнению не подлежат. Группа А — инвестиционная категория, группа В — спекулятивная категория, группа С — преддефолтная категория и группа D — дефолт, отказ от платежей по обязательствам.
Прогнозы: «позитивный» — рейтинг может повыситься; «негативный» — рейтинг может понизиться; «стабильный» — изменение рейтинга маловероятно.
Журнал «Финанс.» № 16 (16-22 июнь 2003) — Рынки
Александр Патрикеев
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.