— Как предлагается регулировать тарифы ЖКХ в следующем году?
— С 2006 года этим займется федеральный центр. Мы уже внесли в Госдуму изменения и дополнения в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального хозяйства». Они должны быть приняты до конца 2005 года. Теперь Федеральная служба по тарифам (ФСТ) ежегодно будет устанавливать минимальные и максимальные уровни тарифов ЖКХ с разбивкой по субъектам Федерации. В ближайшее время мы законодательно утвердим перечень услуг, рост цен на которые будет ограничен. А в 2006 году определим основные принципы ценообразования. Одновременно в регионах рекомендуется усилить контроль за затратами предприятий ЖКХ и нормативами потребления коммунальных услуг. С этой целью ФСТ вместе с субъектами Федерации создаст механизм мониторинга и контроля.
— Не приведет ли снижение налоговой нагрузки на нефтяной сектор экономики к негативным последствиям для наполнения бюджета?
— Налоговая нагрузка на нефтяной сектор чрезмерна, так как она привязана к мировым ценам. Прирост налогов раньше компенсировался за счет сверхприбыли от экспорта нефти и нефтепродуктов. Теперь с увеличением экспортных пошлин и ставки НДПИ компенсация должна происходить за счет внутреннего рынка. Но рост цен на нефтепродукты внутри страны не покрывает увеличения налоговой нагрузки. Сейчас прорабатываются предложения по изменению формулы и шкалы НДПИ свыше цены, установленной для доходной части бюджета на 2006 год ($40 за баррель). Такой механизм является наиболее приемлемым для минимизации потерь бюджета. Он обеспечивает снижение налоговой нагрузки на отрасль на 6% и увеличение ее рентабельности на $4 за тонну. Все это в свою очередь создает предпосылки для инвестиций в разработку месторождений. В конечном итоге бюджет даже получит выигрыш за счет снижения затрат потребителей и увеличения темпов роста экономики.
— Как скажется на российском сельском хозяйстве расширение квот на импорт пищевых продуктов?
— Оно в основном касается мяса, так как отечественное животноводство не полностью обеспечивает потребности населения. Ускоренный рост цен приводит к тому, что скот и птица идут на убой, а поголовье не увеличивается. Наращивание импорта частично возместит недостаток предложения. Вместе с тем прогнозируется рост производства отечественной продукции.
— Насколько проект, предложенный вашим министерством, согласован с другими ведомствами?
— В подготовке вопроса «о мерах по снижению темпов инфляции в краткосрочной перспективе» по поручению правительства и президента принимали участие, в частности, Минпромэнерго, Минсельхоз, ФСТ, ФАС, Минфин с участием Банка России и др. Таким образом, проект предлагаемых мер согласован со многими министерствами и ведомствами по большинству позиций.
По некоторым предложениям особое мнение имеют Минфин и Банк России. Их позиция заключается в большей концентрации на проблеме снижения инфляции, а МЭРТ — не только на снижении инфляции, но и одновременно на экономическом росте. При этом мы уверены, что вложение средств Стабфонда в инвестиционные проекты даст незначительный прирост инфляции по сравнению с увеличением госрасходов на социальные нужды. А Минфин и Банк России считают, что средства Стабилизационного фонда могут идти только на досрочное погашение внешнего государственного долга.
Журнал «Финанс.» №45 (135) 5-11 декабря 2005 — Экономика
Беседовал АЛЕКСАНДР КИЯТКИН
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.