Дешевизна не привлекает. Международный лизинг представляет собой схему, в которой две стороны сделки — лизингодатель (фирма, которая закупает и предоставляет оборудование в лизинг) и лизингополучатель (берет оборудование в лизинг) являются резидентами разных государств. В России, которая не может похвастаться производством конкурентоспособного оборудования, больше распространена такая форма взаимодействия, когда российская компания арендует его у иностранной. Нерезиденту необязательно создавать в России представительство или филиал, чтобы вести здесь лизинговую деятельность. Он просто заключает с российским предприятием договор, за счет собственных или заемных средств закупает нужное оборудование — как в России, так и за рубежом — и поставляет его.
По идее, эта схема должна быть особенно актуальна для российских бизнесменов, которые из-за нехватки оборотных средств зачастую не могут обновить производственные фонды, тем самым лишая себя потенциала для дальнейшего развития. Арендовать технику у европейских и американских лизинговых компаний значительно дешевле. Они готовы предоставить ее под 4-5% годовых в валюте, тогда как отечественные работают по ставкам примерно 7-9% годовых. Так что при приобретении машин на сотни тысяч долларов сделка с иностранцем дает экономию в несколько десятков тысяч долларов в год.
Но российские производители констатируют: международный лизинг в России практически не работает. «Схемы только начинают входить в деловое сообщество РФ. Так, за последние 10-15 лет лишь на единицы предприятий текстильной и легкой промышленности поступило современное оборудование по международному лизингу», — говорит президент Ассоциации предприятий текстильной и легкой промышленности Владимир Головнев.
Основная причина низкого интереса кроется в большом объеме платежей, которые нужно внести при пересечении товаром границы. Причем во многих случаях эти платежи необоснованно завышаются, а законные льготы участникам сделки не предоставляют.
Налоговики любят излишки. При ввозе товара нужно внести таможенный платеж, который включает в себя таможенную пошлину, налог на добавленную стоимость (18%) и таможенные сборы за оформление и хранение товаров (50-100 тыс. рублей в зависимости от таможенной стоимости товаров). Если лизингодатель состоит на налоговом учете в РФ, то он самостоятельно исчисляет и уплачивает в бюджет НДС с суммы лизинговых платежей, поступающих от российской компании. В противном случае налог за него платит компания, получающая товар по лизингу. Платит не безвозмездно. В дальнейшем при внесении лизинговых платежей, а вместе с ними и НДС (в сделках международного лизинга обязательство по уплате НДС возникает дважды — при ввозе оборудования и в процессе расплаты за аренду) «ввозной» НДС должен быть вычтен.
На практике добиться налоговых вычетов не так легко. «Налоговые органы зачастую не учитывают НДС, который был заплачен при ввозе товара, и начисляют его при внесении лизинговых платежей вторично, — комментирует исполнительный секретарь Российской ассоциации лизинговых компаний Евгений Царев. — Помимо этого они могут предъявить дополнительные претензии, начислить необоснованные налоги. А бывают случаи, когда государство должно вернуть больше налогов, чем заплатила компания, — в таких случаях получение вычета вообще растягивается на годы».
Позиция налоговиков — по возможности начислить максимум — подталкивает бизнесменов доказывать свои права в арбитражном суде. И как показывает практика, для обиженных предпринимателей в этом есть смысл. «Арбитражные суды, как правило, встают на сторону налогоплательщика, — отмечает вице-президент группы компаний Consulco International Михаил Соболев. — Но российские налогоплательщики судиться не любят, поэтому работают на основе тех законодательных положений, которые не толкуются двояко».
Несвободный режим. При ввозе товаров по лизингу на таможне действует так называемый режим временного ввоза. По сравнению с обычным режимом (выпуск для свободного обращения) — поставки купленных, а не арендованных товаров — он предполагает уплату таможенных пошлин и НДС по льготной схеме. Участники договора получают рассрочку платежей на 34 месяца. Причем за один раз можно заплатить не более 3% необходимой суммы (таким образом, в течение 34 месяцев небольшими долями платеж погашается полностью). Кроме того, по закону о лизинге производители имеют право не начинать платить сразу по факту получения товара, а получить отсрочку максимум на 6 месяцев.
Но, как отмечают участники рынка, этих льгот довольно сложно добиться на практике. По их словам, до сих пор не выпущены нормативные акты, которые приводят таможенное законодательство в соответствие с законом о лизинге. А без них режим временного ввоза не имеет стопроцентной юридической силы. «При перевозе через границу сотрудники таможни могут не учесть, что оборудование ввезено по схеме лизинга, и применить к нему режим выпуска для свободного обращения, — говорит Евгений Царев. — Тем самым компании лишаются положенных им льгот».
Невнятность законодательства пугает многих предпринимателей, которые хотели бы арендовать зарубежные станки и приборы. Впрочем, не только у них есть причины отказаться от международного лизинга. Западные компании сами неохотно работают с российскими производителями. «Их настораживают высокие риски, связанные с законодательной базой, риски порчи оборудования, политические риски», — поясняет Евгений Царев. А по мнению члена президиума организации малого и среднего бизнеса «Опора России» Раиля Субханкулова, иностранцы готовы работать только с относительно крупными фирмами, заработавшими себе имя на рынке. Или привлекать к сделке посредством выдачи кредита или поручительства крупный банк, желательно известный за пределами России.
Но все эти схемы российскому бизнесу еще предстоит отлаживать. «Большинство российских руководителей просто не имеют практического опыта. Они не очень хорошо знают, как грамотно реализовать свои права на льготы при ввозе товара, на что обратить внимание, как в случае необходимости отстоять свои права в суде», — считает Владимир Головнев.
Бизнесмены, которые не имеют времени вникать в особенности международного лизинга, но хотят воспользоваться этой схемой, могут привлечь консалтинговую компанию. Консультанты подробно расскажут, как свести к минимуму всевозможные риски, связанные с приобретением и использованием имущества, а также легально минимизировать налоговые отчисления.
«Серое», но свое. Нельзя говорить, что международным лизингом не пользуются вообще. По этой схеме поступает оборудование в компании сырьевого сектора — нефтяные и газовые. Имея высокую выручку, они способны покрывать все издержки, возникающие при доставке машин. Реже услугами иностранных лизингодателей пользуются предприятия аграрного сектора. Они могут себе это позволить, так как находятся на дотации у государства. Активны в этой области и грузоперевозчики. В силу специфики бизнеса они довольно быстро окупают и лизинговые платежи, и издержки ввоза. К тому же им выгоднее арендовать надежный европейский грузовик, который безотказно будет работать 5-7 лет, чем тратить деньги на отечественную машину, которая может сломаться, пройдя считанные десятки километров.
Представителям других отраслей зачастую оказывается менее затратным работать с отечественными лизинговыми компаниями несмотря на более высокие процентные ставки. Если же в пределах России нужное оборудование найти нельзя, они берут кредит в банке, который ненамного дороже лизинга, и на эти деньги покупают его за границей.
«Более сильные компании по возможности переводят производство в страны Юго-Восточной Азии, где созданы благоприятные условия для размещения производства, — говорит Владимир Головнев. — Сегодня выгоднее привезти новое оборудование не в Россию, а, например, в Китай».
Российским лизинговым компаниям еще сложнее привлечь зарубежных клиентов. Предпринимателям развитых стран неинтересно российское оборудование, которое, как правило, не отличается высоким качеством. Сотрудничество с арендаторами из СНГ зачастую невыгодно обеим сторонам. «Для россиян велик фактор риска в странах ближнего зарубежья из-за отсутствия тщательного контроля за использованием оборудования, — говорит Евгений Царев, — а сами станы Содружества предпочитают арендовать его у европейских или азиатских соседей».
Журнал «Финанс.» №26 (116) 25-31 июля 2005 — Компании
Ольга Кондрашова
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.