«Считаю заслуживающим внимания предложение об уменьшении ставок налога, прежде всего НДС, для граждан РФ, приобретающих драгметаллы и вкладывающих деньги в драгметаллы», — заявил Владимир Путин во время остановки в Магадане на пути из Японии в Москву.
Если вы сегодня купите в Сбербанке пятидесятиграммовый золотой слиток, то заплатите больше 27 тыс. рублей. Однако, если тут же продать его обратно, на руки получите меньше почти на 6 тыс. Чтобы вернуть свои деньги без потерь, вам придется ждать, пока стоимость металла вырастет на 22%. Львиная доля издержек при инвестициях в золотые слитки приходится на НДС. Снижение ставки налога с нынешних 18%, например, до 14% (эту цифру «Ф.» чаще других называли банкиры) для частных лиц ситуацию принципиально не изменит. О вероятности же полной отмены налога участники рынка говорят осторожно — они безуспешно добиваются ее с 1997 года, когда российским банкам разрешили продажу золота. Их единственной победой была отмена НДС при операциях с инвестиционными монетами.
21 ноября, когда президент предложил снизить НДС, стоимость золота на мировом рынке достигла самых высоких показателей с декабря 1987 года и дошла почти до $470 за унцию. Оно устойчиво дорожает с середины 2001 года — уже больше четырех лет. И чем выше его цена, тем рискованнее становятся «золотые» инвестиции.
Между тем предложение снизить НДС на операции со слитками было не единственным, прозвучавшим в Магадане в пользу повышения привлекательности «золотого» рынка для населения. Министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев поддержал «возможность участия физических лиц в золотодобыче, поскольку эта возможность легализует незаконную деятельность, которая и так ведется». Традиция раз в два года отказывать индивидуальным старателям в легализации заложена еще Борисом Ельциным — он отклонил проект соответствующих поправок в 1999 году. Госдума безуспешно пыталась внести их и в 2001-м, а в 2003 году именно Владимир Путин отклонил принятый Госдумой закон о разрешении добычи драгметаллов частными лицами. Хотя уже тогда, по оценкам Минфина, теневой оборот золота в России составлял около 12 тонн в год. Очередной двухлетний срок как раз на подходе, и трудно предположить, как поведет себя президент, вернувшись в столицу, — поддержит высказывание своего министра или продолжит «добрую» традицию.
В этом смысле даже коммунисты проявляли большую либеральность, так как в 50-е годы индивидуальная добыча золота существовала. Сейчас же против выступают силовики, настаивающие на том, что в скупку понесут не столько добытое золото, сколько краденое.
Журнал «Финанс.» №44 (134) 28 ноября — 4 декабря 2005 — Личные деньги
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.