Представители регистраторов жестко критикуют один из основных документов, регламентирующих их профессиональную деятельность. Речь идет о Положении о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного постановлением ФКЦБ № 27 от 2 октября 1997 года. Основные претензии профучастников касаются неоправданно подробных требований к текущей деятельности регистратора, прописанных в нем. Как следствие практически любая попытка реорганизации внутренней работы, способов обработки документов влечет за собой нарушение установленных норм. А при возникновении ситуации, не указанной в постановлении, регистратор попадает в тупик. При этом соответствие деятельности компаний постановлению № 27 проверяется ФСФР, так что они невольно оказываются между молотом и наковальней. Например, перевод обработки документов в электронную форму создает весьма специфические проблемы. Это либо нарушает установленные требования к документообороту, либо приводит к неразумному увеличению штата сотрудников, так как правила подразумевают работу с документами исключительно в бумажном виде.
Фактически, по словам замдиректора компании «Регистратор Никойл» Алексея Жинкина, вместе с функциональными действиями регистратора объектом регулирования также является его технологическая работа. «Подход должен быть другим. Регистратор обязан фиксировать переход прав собственности, выдавать выписки из реестра, готовить списки к собраниям акционеров и т. д. Но как он будет это осуществлять, его внутреннее дело, а регулировать необходимо только порядок его взаимодействия с зарегистрированными лицами и профучастниками», – говорит он.
Между тем в постановлении не прописаны некоторые действительно важные вещи, а перечень операций, осуществляемых регистратором, гораздо шире указанного. По мнению экспертов, необходимо более детально прописать процедуры передачи и приема реестров. Хотя данные действия частично описаны в других документах, именно на этом этапе возникает много рисков. Например, появляются «двойные» реестры, «утери» некоторых данных или другие «неприятности».
У постановления № 27 есть одна специфическая особенность – оно представляет собой казус с юридической точки зрения. «Оно практически неотменяемо, – говорит Алексей Жинкин. – В 1997 году действовал указ президента Ельцина, разрешающий ФКЦБ не регистрировать документы в Минюсте. Позднее его отменили. Но, когда ФКЦБ попыталась внести изменения в постановление № 27, в Минюсте попросили сначала его зарегистрировать. Потом в постановлении нашли несколько серьезных несоответствий законодательству, и Минюст отказался его регистрировать. Так оно и осталось «висящим в воздухе» – его нельзя ни отменить, ни изменить».
Самым оптимальным выходом из ситуации профучастники считают написание нового документа. Но беда в том, что ФСФР не успевает с подготовкой даже куда более значимых нормативных актов. Недавно в правительство была направлена «Стратегия развития финансового рынка», готовятся законопроекты о Центральном депозитарии, инсайдерской информации, о производных финансовых инструментах. Вот и приходится регистраторам искать окольные пути для решения проблем. «В последнее время ФСФР старается издавать параллельные документы на конкретные разделы постановления № 27, вносит такие точечные изменения. Они и не отменяют его, но все же действуют как более поздний нормативный акт», – говорит Алексей Жинкин.
Журнал «Финанс.» № 23 (113) 20-26 июня 2005 – Финансовые рынки
Эльза Бикчурина
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.