– Александр Анатольевич, какой бюджет городу нужнее – сбалансированный или дефицитный?
– Сам по себе дефицит ничего страшного не имеет – главное, чтобы причины его возникновения были понятны и обоснованы, а сам процесс поддавался управлению. Если дефицит возникает из-за ускоренных объемов финансирования капитальных вложений – особенно тех, которые в будущем могут дать мультипликационный эффект по росту доходов, – это позитивно. Или по крайней мере не страшно. У города много проблем, требующих вложений многих миллионов рублей, поэтому делать бюджет в ближайшие годы бездефицитным или профицитным не нужно. Бюджетный кодекс устанавливает предельный размер дефицита бюджета 15% от доходов. Мы считаем, что дефицит может к этой величине приближаться – это один из возможных вариантов развития, который может позволить городу совершить рывок в деле реализации крупных инфраструктурных проектов и решении ряда серьезных задач. По принятому трехлетнему финансовому плану 2008 год все же должен иметь нулевой дефицит, хотя эта установка не рассматривается как безусловная. В 2005 году дефицит составляет около 9 млрд рублей (8% от доходов), но надо понимать, что основная его масса носит, так сказать, «технический» характер (это вызвано особенностями бюджетной классификации) и не влечет за собой дополнительную долговую нагрузку.
– В прошлом году Петербург перешел на новую концепцию управления долгом – она вас устраивает?
– Государственный долг Петербурга составляет около 10 млрд рублей (менее 9% доходов), процесс его обслуживания полностью управляем, никаких особых рисков мы не видим. Увеличение размера долга возможно, но я считаю, не более чем до 30% от доходов. Например, в Москве этот показатель равен 33%. Главный критерий при принятии решений об увеличении долга – наличие готовых обоснованных инвестиционных проектов. Сейчас таких проектов недостаточно.
– Городу некуда вкладывать деньги?
– Конечно, есть куда – в развитие энергетической инфраструктуры, дорожное хозяйство, ремонт жилищного фонда. Однако решения об увеличении дефицита и долговой нагрузки связаны с увеличением финансовых рисков. Для принятия таких решений необходимо, чтобы инвестиционные проекты существовали не только в виде осознанной потребности решения тех или иных задач, но имели технико-экономические обоснования и проработанные рабочие проектные решения.
– Согласно финансовому плану-прогнозу, город планирует собирать значительно больше налогов, чем сейчас, – за счет чего?
– В 2005-м мы планируем собрать налогов в сумме 83 млрд рублей, в 2008-м – эта сумма должна возрасти до 126 млрд рублей. В рамках действующего законодательства значимый источник увеличения налоговых доходов остался только один – рост экономики города. На величину налоговых ставок мы почти не влияем, они определены Налоговым кодексом. У города осталось право менять ставки только по транспортному и земельному налогам, и эти возможные изменения не носят решающего для бюджета города характера. Кроме того, по транспортному налогу изменения могут коснуться в основном категории машин мощностью до 100 л. с. Этот сегмент имеет большую социальную окраску, и тут серьезных изменений в ближайшее время не предвидится. Рост экономики города прямо зависит от того, появятся ли у нас новые компании. Правительством города ведется достаточно большая работа по привлечению инвесторов, которые могут значительно увеличить объем налоговых поступлений. Многие проекты значимы не только по будущим налоговым поступлениям, но и в качестве примера нормальной возможности делать бизнес в городе.
– Насколько Петербург привлекателен для инвесторов?
– Привлекателен в достаточно большой степени, причем его привлекательность определяется не только экономической ситуацией, но и преемственностью решений, которые принимает городская власть. Экономическая и политическая ситуация в городе стабильная, решения принимаются с пониманием того, что выполняться они будут в течение ряда лет. Кроме того, существует конструктивное взаимодействие обеих ветвей власти, что тоже в немалой степени способствует развитию предпринимательской активности. Так что в целом инвестиционный климат в городе можно оценивать как положительный. Это не означает, что нет каких-то проблем. Ведь любому инвестору – и маленькому, и большому – хочется, чтобы административные барьеры были как можно ниже, а сегодня по-прежнему очень много времени уходит на согласование проектов. Отмечу такой положительный фактор, как рост капитальных вложений в развитие инфраструктуры, где, правда, и сейчас ощущается значительная нехватка денег. Ведь инвестор в чистое поле не придет – ему нужны инженерные коммуникации и энергетические мощности в достаточном объеме.
– В чем заключается «конструктивное взаимодействие» исполнительной и законодательной власти?
– В отсутствии серьезных конфликтов. Есть нормальное деловое сотрудничество, которое позволяет решать общегородские проблемы в спокойном и нормальном режиме.
– Но депутаты, например, были не слишком довольны схемой погашения задолженности по Ледовому дворцу.
– Выходов из сложившейся ситуации было всего два – либо договариваться с кредиторами, либо банкротить ОАО «Дворец спорта». В результате банкротства никто из кредиторов не смог бы вернуть вложенных средств, а Петербург к тому же лишился бы объекта, который выполняет достаточно значимую социальную функцию – проведение концертно-зрелищных мероприятий на высоком по мировым меркам уровне. Площадок такого качества в городе больше нет. Нужно было давно признать, что такие проекты не могут быть коммерчески окупаемы и что в основном дворец построен на бюджетные деньги. Было заключено соглашение, в соответствии с которым город отказался от требований к «Дворцу спорта» по своим долгам, а другие кредиторы согласились на реструктуризацию задолженности на 15 лет и фиксацию ее в рублях без начисления штрафных процентов. Договориться о таких условиях было нелегко.
– К другой своей собственности город не слишком привязан, избавляясь от своей доли в гостиницах.
– Владение пакетами акций гостиниц приносило казне небольшой доход. Например, общие поступления в виде дивидендов по акциям составляли немного более $1 млн в год. Тех денег, которые удалось выручить от продажи акций только двух крупных гостиниц «Москва» и «Октябрьская» – $90 млн, пришлось бы ждать в виде дивидендов лет 90, так что выгода очевидна. К тому же частный капитал эффективнее занимается бизнесом, чем государство. Поэтому те объекты, которые работают в нормальной развитой рыночной среде, лучше продавать предпринимателям и в конечном счете отдача будет выше.
– Почему вы допустили к участию в конкурсе по обслуживанию бюджетных счетов филиалы иногородних банков?
Мы надеемся, что привлечение крупных иногородних структур поможет нам в больших объемах и с достаточной доходностью использовать временно свободные средства. При этом требования по надежности к банкам – участникам конкурса даже возрастают. В прошлом году на депозиты поступило около 10 млрд рублей. Но основная часть свободных остатков была размещена посредством сделок репо, что делать безопаснее.
– К вам обращаются по старой памяти представители бизнеса с различного рода просьбами?
– Нет. «Балтика» (до прихода в администрацию Александр Никонов являлся вице-президентом пивоваренной компании. – «Ф.») достаточно успешное предприятие и ему не требуется бюджетная поддержка. Как и любому другому предпринимателю, этому предприятию нужны нормальный инвестиционный климат, стабильная ситуация, понятное законодательное поле, разумные действия органов власти и налоговых органов. Все остальное бизнес сделает сам. Специальных преференций, как правило, требует тот, кто не способен вести дело самостоятельно. Если же те или иные требования приобретают массовой характер, то что-то не в порядке с деловым климатом.
Журнал «Финанс.» № 23 (113) 20-26 июня 2005 – Главная тема
Беседовала НАТАЛЬЯ ШАКЛАНОВА
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.