Ханс-Фридрих фон Плетц: «В Волгограде я встретил немецкого пекаря»

– Господин посол, вы на этом посту немногим больше двух лет. Что, на ваш взгляд, изменилось в России за это время?

– Вы знаете, на большом инвестиционном форуме, который прошел в Штутгарте 28 октября, преобладало мнение о том, что надо успеть выйти на российский рынок. И я могу с такими призывами только согласиться: страна очень быстро реагирует на все происходящие события, с ней интересно сотрудничать. Самый большой риск для немецкого предпринимателя сегодня – не попасть на российский рынок.

Кроме того, за эти два года в отношениях России со странами Западной Европы произошли три, на мой взгляд, очень серьезных события. Во-первых, со стороны ЕС решен вопрос о вступлении России в ВТО – это серьезный шаг. Расширение ЕС – это, во-вторых, еще больше сблизит в экономическом плане Россию и страны Европы, поэтому одна из важнейших задач – облегчить людям пересечение границ, получение виз, над чем мы сейчас работаем. И третье: я считаю очень важным то, что Россия ратифицировала Киотский протокол. Если принять во внимание только эти три фактора, становится ясным обоюдное стремление к настоящему партнерству.

– В таком случае что значит Россия для Германии как экономический партнер?

– Это надежность. Вне зависимости от политического строя и названия государства тесное сотрудничество было с СССР и оно продолжается с Россией. Что касается энергетического сектора, здесь отношения России как с Германией, так и с другими европейскими странами строятся по классическому образцу: Россия продает, мы покупаем. Германия получает 30% своей потребности в нефти и газе именно из РФ, причем спрос на газ растет. Мы же стремимся к стратегическому партнерству в энергетическом секторе, занимаясь всем спектром производства топлива: от добычи и переработки до транспортировки и реализации. А также целенаправленно принимаем участие в разработке концепции по энергосбережению в России.

– И как Германия намерена сберечь российскую энергию?

– В 1974 году я купил дом в Бонне и принялся понемногу вкладывать деньги в систему жизнеобеспечения моего жилища. Первым делом я сменил электрический отопительный котел на газовый, затем поменял стеклопакеты и поставил новые вентили на радиаторы. И через шесть лет мои коммунальные счета сократились в два раза. Но в итоге я сэкономил!

– Иными словами, то, что возможно сделать в одном германском доме, реально применить к целой стране?

– В России неизбежно будут расти цены на энергию, и уже сегодня переустановка коммунальных систем может помочь сэкономить до 35% средств. А в связи с их глобальной заменой найдется работа для малого и среднего бизнеса – и это тоже приоритет наших отношений с Россией: развитие деятельности малых и средних российских предприятий. В Германии 70% всех работающих людей трудятся именно в таких структурах. Они только что открыли для себя Россию. И выходя на этот рынок, ищут себе партнера. Это и есть подлинное партнерство – когда каждая сторона привносит то, в чем она наиболее сильна, в общее дело. Происходит слияние технологий и культур.

– Какие отрасли они здесь представляют и в каких городах? Ведь Москва и Петербург – это еще не вся Россия…

– Они сами выбирают – работать в столицах или уйти в регион. Сегодня их привлек Великий Новгород, в то же время растет интерес к городам, расположенным вдоль магистрали Москва – Санкт-Петербург, скажем в Тверской области. Совместные предприятия появляются в Калуге и Ярославле. Я много ездил по России и везде встречал представителей малого и среднего германского бизнеса. В Нижегородской области есть небольшой городок под названием Бор. Там развернули деятельность несколько наших фирм, одна из них, например, производит пленку для лобовых автостекол. Так что и география, и сферы деятельности весьма разнообразны. А в Волгограде я встретил соотечественника-пекаря. То есть он не булки печет, конечно, а занимается внедрением пекарного оборудования.

Кстати, наша задача не ограничивается интеграцией своих предприятий на российский рынок. Германия проявляет большую активность в области подготовки кадров – в этом заинтересованы правительства обеих стран. Свыше 2000 молодых менеджеров из России уже прошли обучение на германских предприятиях.

А если продолжать тему образования, я считаю, что сегодня необходимо знать иностранные языки. В России, кстати, люди неплохо ими владеют. Работая в Лондоне, я наблюдал следующее: большинство самых престижных рабочих мест – а это, конечно, в Сити – занимали не англичане, а иностранцы. Проблема в том, что менее 4% выпускников школ в Великобритании владеют еще каким-то языком, кроме родного.

– Расскажите, пожалуйста, о структуре германских инвестиций в российскую экономику.

– Кроме неоднократно упомянутого энергетического сектора существует еще так называемый неэнергетический. Это все остальное: нефтехимическая промышленность, разумеется. Авиация и космонавтика – немецкая компания Eads имеет в Москве свое конструкторское бюро, на базе которого создается новый самолет. Биохимия, а также автопром и комплектующие. Связь и транспорт – рост торговли заставляет обращать внимание и на эти два направления. Интересен также сектор деревообработки. Здесь мы пока в начале пути, но в будущем собираемся поставлять не только сырье, но и продукцию: германские предприятия вообще лидируют в области переработки древесины.

Нам есть чем гордиться и в аграрном секторе: на этой неделе стартует аграрная ярмарка в Краснодаре, и там Германия – самый крупный экспонент.

– Отношения России и Германии корнями уходят в глубь веков. Какие из давних традиций продолжаются до сих пор?

– Между прочим, русское слово «немцы» изначально относилось ко всем иноземцам. Просто численность германцев на территории России всегда превосходила представителей других наций. Еще со времен Ломоносова, создавшего Академию наук, больше половины которой составляли именно немцы, мы многое делаем вместе для науки. Российские вузы тесно сотрудничают с германскими. А состоявшийся 17 сентября этого года в Мюнхене российско-германский форум высоких технологий имел четкую стратегическую направленность. Он доказал: мы жестко конкурируем, но есть сферы, где нам необходимо действовать вместе.

– А что еще Россия может предложить мировому рынку?

– Страна перспективна для туристического бизнеса. Здесь много исторических мест, памятников архитектуры, богатая природа Сибири. Есть отличные места для зимних курортов, я отдыхал в одном из них – в 250 км от Челябинска расположен прекрасный горнолыжный комплекс.

– Вернемся в Европу: что изменилось здесь с введением евро?

– К моменту введения единой европейской валюты рынок уже был практически единым, но в итоге произошло окончательное его сращение. Евро явился стабилизирующей силой, несмотря на то, что и конкуренция усилилась. Европейский рынок стал более ликвидным. Эти факторы оказали непосредственное и положительное влияние на всех участников всемирной экономики, в том числе и на Россию.

– Открывая фестиваль AutoGermania, который состоялся в октябре в Московском международном доме музыки, вы говорили о популярности немецких автомобилей на российском рынке. А что вы можете сказать о его потребностях?

– Я бы охарактеризовал автомобильный рынок в России как чрезвычайно демократичный: потребитель выбирает, что ему нравится и что он в состоянии купить. При этом каждый человек стремится иметь авто, которое потом сможет выгодно продать. Германская продукция отвечает таким требованиям. Российскому автопрому, на мой взгляд, нужно адаптироваться к условиям мировой конкуренции, в том числе немецкой. Мировой опыт во всех странах мира показывает, что из двух одинаковых по техническим характеристикам, оснащению и цене машин большинство выбирает продукт отечественного производства.

– Какие группы германских товаров сегодня набирают обороты на российском рынке?

– Германия для России – партнер номер один, и начиная с кризиса 1998-го мы наблюдаем неуклонный рост по всем направлениям, а к концу этого года выйдем на новые рекорды. В последние годы произошел резкий скачок спроса на производственное оборудование. И это не может не радовать: он означает, что Россия активно производит!

Ханс-Фридрих фон Плетц родился 12 июля 1940 года в Нимпче (Германия). В 1960-м получил аттестат зрелости, в период с 1960 по 1964 год изучал правоведение в Марбурге, Берлине и Вене, в 1967-м защитил диссертацию на звание кандидата юридических наук. Проработав два года (1965-1966) младшим научным сотрудником Марбургского университета, в 1966-м поступил на службу в Федеральное министерство иностранных дел. В 1968-1973 годах работал в торговом представительстве, позднее – в посольстве в Хельсинки. С 1973 по 1978 год место работы – Федеральное министерство иностранных дел (экономический департамент и отдел НАТО). В 1978-1980-е Ханс-Фридрих фон Плетц занимает должность советника посольства в Вашингтоне по военно-политическим вопросам, затем до 1985-го работает в секретариате министра, потом назначается на пост заместителя директора Политического департамента. С 1988 по 1993 год место службы – германское представительство при НАТО в Брюсселе, с 1989 года – посол и постоянный представитель в Совете НАТО. 1993-1994 годы – директор департамента Европы Федерального министерства иностранных дел, курирующий проблемы европейской интеграции, а также экономические, культурные и правовые вопросы. 1994-1999 годы – статс-секретарь Федерального министерства иностранных дел. 1999-2000-е – Чрезвычайный и полномочный посол Федеративной Республики Германия в Великобритании. С июля 2002 года Чрезвычайный и полномочный посол Федеративной Республики Германия в Российской Федерации. Женат, два сына (оба сейчас работают в России).

Журнал «Финанс.» № 44 (85) 22-28 ноября 2004 – Мировые финансы
Беседовала АННА ЧИСТОДЕЛОВА

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.