Фактор высоких оборотов

Доходный бизнес. Факторинговые операции считаются более рискованными, чем кредитные или лизинговые. Ссуды, как правило, не выдаются без обеспечения, при лизинге товар вообще остается в собственности кредитора, тогда как факторинг предполагает, что кредитная организация предоставляет финансирование компании-клиенту фактически под честное слово без какого-либо залога.

В сделке участвуют три стороны — банк (в данном случае он именуется фактором) и две компании — продавец товара, например аудиовидеотехники, и покупатель — к примеру торговая сеть. Продавец поставляет товар на условиях отсрочки платежа, то есть по сути дела выдает покупателю товарный кредит. С банком в свою очередь поставщик заключает договор, согласно которому он переуступит кредитной организации дебиторскую задолженность покупателя. Как только фактор получит документ, подтверждающий доставку товара, он переведет до 90% от суммы, указанной в накладной, клиенту-поставщику. Оставшиеся 10% банк вернет клиенту сразу после того, как покупатель погасит задолженность. Из этой суммы он вычтет вознаграждение за оказание факторинговых услуг.

Из-за высоких рисков для фактора услуга эта клиенту обходится довольно дорого. По оценкам участников рынка, средняя доходность факторингового бизнеса составляет около 23,5% годовых в рублях (факторинговые сделки на территории России возможны только в национальной валюте). Однако это далеко не предел — переуступка дебиторской задолженности может обойтись поставщику и в 40% годовых. Для сравнения: средняя ставка по кредитованию юридических лиц (не малого бизнеса) составляет 15% годовых в рублях.

Вознаграждение банку за факторинговые операции складывается из трех составляющих — процентной ставки, платы за работу с дебиторской задолженностью и процентов от суммы счета-фактуры. Один из собеседников рассказал «Ф.», что некоторые банки привлекают клиента довольно низкой процентной ставкой, а в итоге выходит, что заплатить поставщику за услугу факторинга придется в полтора раза дороже. Так, эксперт привел в качестве примера недавнюю сделку одного из банков с региональным клиентом, когда ставка составляла 24% годовых, а на практике со всеми комиссиями вышло 37%. Такую доходность может «перебить» разве что потребительское кредитование, где эффективная процентная ставка доходит до 66% годовых в рублях (см. «Ф.» № 48-49).

«Мы поставили цель — добиться минимальной разницы в стоимости кредитов и факторинговых сделок, — уверяет начальник управления факторинга Промсвязьбанка Евгений Калужин. — Во многом цена зависит от технологий: если банк может позволить себе не набирать лишний персонал, автоматически обрабатывать документы за считанные секунды, то и комиссия его будет ниже». Но, по мнению начальника управления факторинговых операций Номос-банка Артура Немцева, причиной низкой стоимости услуг факторинга в некоторых случаях могут быть не только высокие технологии, но и откровенный демпинг. «Бывают случаи, когда банки завлекают крупных клиентов факторингом под 12% годовых, — поделился Артур Немцев, — выходит, что либо фактор работает себе в убыток, либо — в лучшем случае — заработает незначительную сумму на огромных оборотах». Артур Немцев поделился, что подобным высоконадежным заемщикам Номос-банк мог бы предложить финансирование под 14,5% годовых, не ниже — иначе для фактора это было бы просто нерентабельно.

Не всем по силам. Несмотря на доходность факторингового бизнеса, банков, которые реально предоставляют подобные услуги, а не просто декларируют такую возможность, немного. Наиболее известные крупные игроки — Национальная факторинговая компания (НФК) «Уралсиб-Никойл», Промсвязьбанк, Номос-банк, банки «Центрокредит» и «Петрокоммерц», Пробизнесбанк. За прошлый год, по словам участников рынка, объем операций по переуступке дебиторской задолженности в России вырос примерно в два раза. По разным оценкам оборот составил от $1 до $1,5 млрд.

Тем не менее эксперты считают, что отечественный рынок факторинга развит очень слабо: по мнению одного из собеседников «Ф», даже у лидеров рынка факторинговый бизнес занимает незначительную часть кредитного портфеля — не более 3-5%. К тому же те банки, которые предлагают эту услугу, сейчас обслуживают лишь 1-2% потенциальных клиентов.

«Многие банки пока опасаются вводить эту услугу, считая ее слишком рискованной, — говорит Артур Немцев, — очень мало грамотных специалистов, которые знают технологию факторинга и могли бы создать действительно доходный продукт». По его словам, у факторингового бизнеса своя специфика, которая существенно отличается от работы с кредитными операциями прежде всего оперативностью. «Управление факторинга должно быть наделено широкими полномочиями, в частности в установлении лимитов на клиентов, — продолжает Артур Немцев, — ведь если каждую сделку выносить на рассмотрение кредитного комитета, то это направление в банке вряд ли будет достойно развиваться».

Ведущий специалист службы маркетинга НФК «Уралсиб-Никойл» Мария Орлова также сообщила «Ф.», что одна из основных проблем развития факторинга в России — нехватка квалифицированных специалистов. «Для работы в этой области банку необходимо создать серьезное программное обеспечение, иначе он не сможет оперативно обслуживать большое количество клиентов», — комментирует Мария Орлова. «Факторинг — это высокотехнологичный продукт, — вторит ей Евгений Калужин, — приходится обрабатывать слишком много документов — без специального программного обеспечения заниматься этим бизнесом не получится, и многие банки на этом «ломались»».

По словам Артура Немцева, управление факторинга должно ежедневно проводить мониторинг дебиторов, отслеживать, насколько аккуратно они погашают задолженность. На основе мониторинга делаются коррективы: «К примеру, мы видим, что кто-то из дебиторов просрочил платеж, и на основе этих данных можем сократить финансирование», — поясняет Артур Немцев. Однако, по его словам, за время работы его управления было лишь два существенных нарушения, когда платеж задержали на три месяца. Однако в итоге должники расплатились, причем дело ограничилось телефонными переговорами.

Некоторые кредитные организации, которые не в состоянии самостоятельно развивать факторинговый бизнес, становятся банками-агентами активно работающих факторов, заключая с ними соответствующий договор. В итоге банк-агент имеет возможность предложить дополнительную услугу. Кроме того, он получает от фактора партнера, который обслуживает его клиентов, определенный процент с комиссии.

По мнению экспертов, развитие факторинга сейчас сдерживает и то обстоятельство, что пока еще есть альтернативные источники высокодоходного вложения денег — прежде всего потребительское кредитование. Факторинговый бум может начаться тогда, когда ритейловый рынок устоится. Но вот когда именно это произойдет — предсказать трудно. По мнению Артура Немцева, это может случиться как через год, так и через десять лет. «В текущем же году будут активно развиваться существующие игроки, и скорее всего к ним присоединятся еще один или два новых конкурента», — заключает банкир.

Услуга для развития. Еще одно препятствие на пути роста объемов факторингового бизнеса заключается в том, что далеко не все потенциальные клиенты — особенно региональные — знают о существовании такой услуги. «Это существенная проблема, — считает Мария Орлова, — зачастую предприниматели просто не знают, что такое факторинг, или имеют о нем неправильное представление. Ведь в начале 1990-х годов под факторингом подразумевалась скупка безнадежных долгов».

Несмотря на дороговизну, переуступка дебиторской задолженности имеет много плюсов для различных предприятий — в первую очередь для поставщиков, которые предоставляют товарные кредиты. Это могут быть как дилеры, так и производители. По договору факторинга поставщик получает деньги за товар сразу после его отгрузки. То есть компании-продавцу предоставляется возможность пополнить оборотные средства и направить их на развитие бизнеса.

В принципе их можно пополнить и более привычным способом — взять кредит. Однако в данном случае это не так выгодно. В отличие от кредита по факторингу банк предоставляет финансирование без залогового обеспечения. Кроме того, сумма и срок кредита оговариваются при заключении сделки, тогда как факторинг предполагает гибкость: банк переводит деньги по мере того, как компания поставляет товар покупателю. Причем с ростом объема продаж финансирование увеличивается, а с падением — уменьшается. При кредите проценты выплачиваются в любом случае за всю сумму, а при факторинговой сделке поставщик платит только за тот объем финансирования, который ему потребовался.

Неким аналогом факторинга можно считать овердрафт (краткосрочный кредит). Однако срок действия договора по возобновляемой кредитной линии здесь не превышает полугода, тогда как договор о переуступке задолженности заключается на длительное время, например на три года. К тому же по овердрафту можно получить не более 30% от оборота по счету.

Помимо непосредственного финансирования факторинг включает в себя и дополнительные услуги — управление дебиторской задолженностью и информационное обслуживание. Управление задолженностью заключается в том, что фактор ведет реестр поступления платежей, освобождая клиента от рутинной работы, экономя время и деньги на зарплату дополнительным сотрудникам. «Вести реестр самостоятельно — это головная боль для компании, — говорит руководитель проекта в департаменте корпоративного бизнеса Гута-банка Александр Воробьев. — Что касается информационного обслуживания, то банк регулярно предоставляет клиенту отчеты о состоянии его дебиторской задолженности».

Условия, на которых кредитные организации заключают договор факторинга, стандартные: у клиента должно быть определенное количество постоянных покупателей (обычно не менее семи), оборот по поставкам не должен быть ниже определенной суммы (например, нижняя планка в Промсвязьбанке — $100 тыс.), отсрочка платежа обычно не превышает 90 дней, возможная просрочка — 30 дней, расчет безналичный.

И хотя формально факторинг не предполагает ограничений по суммам финансирования, банки устанавливают на каждую компанию определенный лимит, оценивая при этом устойчивость и перспективность как бизнеса поставщика, так и его дебиторов. При этом факторы принимают во внимание и статистику по клиентам из различных отраслей. Так, например, по словам Артура Немцева, промышленные предприятия гораздо аккуратнее выплачивают задолженность, чем розничные сети и винные магазины.

Доплата за риск. Риски при факторинговых операциях чаще всего лежат на поставщике — в случае неуплаты долга дебитором он обязуется возместить банку долг. Это так называемый факторинг с регрессом. Однако кредитные организации могут предложить и факторинг без регресса, когда все риски ложатся на банк. В этом случае стоимость услуг будет существенно дороже — в среднем на 30%.

Участники рынка утверждают, что факторинг без регресса не пользуется особенной популярностью ни у банков, ни у их клиентов. По мнению Артура Немцева, поставщики обычно хорошо знают своих покупателей, доверяют им, так что не считают целесообразным переплачивать. Так, в Номос-банке факторинговые сделки без регресса занимают лишь 10% от общего числа.

Банкам в свою очередь невыгодно брать на себя дополнительные риски. «Договоры по безрегрессному факторингу заключаются очень редко только при сделках с высоконадежными заемщиками», — поделился Евгений Калужин из Промсвязьбанка. Однако, по его словам, в феврале банк начнет использовать новую схему безрегрессного факторинга: риски кредитной организации будет страховать компания «Росно», с которой уже заключено соответствующее соглашение. Прежде такие схемы российские факторы не использовали.

Журнал «Финанс.» №4 (94) 31 января — 6 февраля 2005 — Банки
Кирилл Гуманков

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.