Господин костюм

С тех пор как распалась великая советская империя, в российской деловой моде появилось много нового. Современная бизнес-элита не понаслышке знакома с именами Kiton, Brioni, Zegna, Gieves & Hawkes, Zilli — известные ателье предлагают клиентам большой выбор на самый разный вкус. Но первые годы XXI столетия не привнесли в мужскую деловую моду заметных изменений — деловая строгость серого и темно-синего однобортного костюма по-прежнему остается приоритетной.

Стиль новой России. Деловой человек наших дней носит строгий костюм, идеально сшитый по фигуре. Именно этот критерий стал определяющим в выборе одежды. «В последние десять лет культура деловой моды в России, безусловно, выросла. Мужчины с большим вниманием относятся к тому, как сидит на них вещь. Они хотят выглядеть не просто дорого, но и действительно стильно», — отмечает Нара Саакян, менеджер мультибрэндового магазина «007» и бутика Canali в Москве. Современный бизнесмен, безусловно, предпочтет костюм дешевле, если эксклюзивная модель от Kiton, например, не подходит по размеру или сидит мешковато. Прошли те времена, когда пиджак клали на кресло «ярлычком» наружу. И если остались еще мужчины, выбирающие костюм «по марке», то это те, кто уверен, что именно эти лекала подойдут лучше всего. Тем не менее марка играет не последнюю роль — одежда из коллекций известных ателье пользуется стабильным спросом.

О серьезном подходе к выбору делового костюма свидетельствует и постоянно растущее количество клиентов, пользующихся услугой индивидуального пошива. Если раньше к ней прибегали в основном мужчины с нестандартной фигурой, то теперь костюмы на заказ шьют господа, желающие иметь в своем гардеробе вещь, соответствующую всем запросам. Кроме того, сшитый на заказ костюм — вещь не просто красивая и удобная, но и, безусловно, статусная, в силу стоимости: одежда, пошитая в известном ателье, обойдется в круглую сумму. Причем часть этой суммы составит раскрученный брэнд. Услугой индивидуального пошива пользуются люди, готовые потратить не только деньги, но и время на примерки и ожидание заказа — в среднем на изготовление костюма уходит полтора-два месяца. Как правило, российские бизнесмены заказывают одежду партиями, обновляя гардероб два раза в год — на осенне-зимний и весенне-летний сезон, что также свидетельствует о повышенном внимании к тенденциям моды.

Расширяющийся рынок одежды, открытие новых магазинов позволяет российским бизнесменам покупать костюмы в Москве. Но остаются и те, кто предпочитает одеваться за границей. Это прежде всего приверженцы малоизвестных в России марок, например английской Howes & Curtis, а также люди, по-настоящему интересующиеся стилем. В России цены на деловые костюмы сильно завышены, и это, разумеется, не ускользает от внимания людей, умеющих считать деньги.

Деловой стиль с солнечного берега. На протяжении многих лет итальянские портные считаются признанными мастерами в области пошива деловых костюмов. И, несмотря на то что понятие «настоящий деловой костюм» рождено на Savile Row в Лондоне, стабильным спросом пользуется именно одежда итальянских производителей. Раньше в Москве было нелегко купить английский костюм — лишь недавно мультибрэндовые магазины стали закупать коллекции Gieves & Hawkes и Richard James. Стоимость готовых изделий этих марок может доходить до $3000, а цена пошитых на заказ в фирме Richard James составит не меньше $1700. Как отмечают эксперты в области деловой моды, английские деловые костюмы со временем будут пользоваться большей популярностью в среде российских бизнесменов. Доказательством этого может послужить открывшееся в Москве бюро по пошиву одежды Imperial Tailoring и планируемый выход на российский рынок компании Kilgour — известнейшей английской фабрики. Среди поклонников английского стиля можно выделить одного из самых стильных российских финансистов — члена совета директоров Альфа-банка Александра Гафина.

Подавляющее большинство деловых людей в России пристрастны к итальянским маркам. Бывший премьер-министр Михаил Касьянов появлялся на работе в великолепных костюмах Brioni. Эта крупная итальянская фабрика выпускает одежду с традиционным мягким силуэтом и качественной ручной отделкой. Готовое изделие от этой фирмы обойдется минимум в $2 тыс.

Любимый костюм управляющего директора инвестиционной группы «Атон» Дмитрия Старенко выпущен фирмой Canali. Продукцию под этой маркой специалисты в области моды считают оптимальной по соотношению цена-качество. Машинное производство здесь сочетается с безупречными линиями кроя и традиционным итальянским качеством. Одежда от Canali пользуется большим спросом в среде российской бизнес-элиты, размеры и лекала фирмы хорошо подходят русским мужчинам. В безупречных итальянских костюмах появляются президент инвестиционной группы «Атон» Евгений Юрьев, генеральный директор страховой компании РОСНО Леонид Меламед, министр экономического развития и торговли Герман Греф и бывший вице-премьер правительства Борис Алешин. Они носят приталенные, согласно последним тенденциям, костюмы, подчеркивающие достоинства фигуры. Финансовые деятели предпочитают одежду темных цветов, иногда с неброской полоской или фактурным узором.

При выборе костюма немаловажна его цена — в данном вопросе каждый придерживается собственной политики. «Многие очень обеспеченные мужчины не считают необходимым тратить крупные суммы на костюмы, в то же время люди со средним достатком нередко заказывают действительно дорогие модели, например от Kiton», — замечает вице-президент компании «Калигула» Роман Филимонов.

Марка костюма накладывает определенный отпечаток на своего владельца. Так, костюмы Kiton с фирменным мягким «неаполитанским плечом» сидят по фигуре, мягко, несколько непринужденно. Эта особенность кроя делает одежду от Kiton менее официальной — проводит в ней деловую встречу только человек, который в силу своего статуса может себе позволить отступление от обязательной для других строгости силуэта. Именно у таких людей Kiton пользуется популярностью. Костюмы этой марки есть в гардеробе президента Владимира Путина и олигарха Бориса Березовского. Цена пошитого на заказ костюма Kiton может доходить до $15 тыс.

Свободная классика. Очень строгую повседневную одежду, безусловно, хочется разнообразить. В этом деловым людям может помочь цветная полоска на темном костюме, фактурная ткань, яркие детали, мягкие силуэты. Совладелец Экспобанка Кирилл Якубовский, большой поклонник марок Dolce & Gabbana и Etro, предпочитает носить костюм без галстука и очень ценит деловую одежду от Paul Smith с яркими подкладками. Бордовую шелковую подкладку также можно заказать в коллекциях Brioni и Kiton — по мнению многих экспертов деловой моды, это хороший способ оживить строгий офисный стиль.

КОММЕНТАРИИ

Александр Талалов, администратор салона St. James Collection:

— Российская деловая элита традиционно отдает предпочтение деловой одежде известных итальянских фирм — Canali, Brioni, Barelli, Kiton. Возможно, это связано с тем, что до недавнего времени английские костюмы были мало представлены на российском рынке. Но у английских марок, например Gives & Hawkes и Richard James, уже появились постоянные покупатели, они очень довольны приобретениями.

Думаю, в ближайшие годы интерес к этим костюмам возрастет. Английские лекала подходят стройным мужчинам — модели Richard James очень приталены и, думаю, будут пользоваться популярностью в среде молодых бизнесменов до 45 лет.

Спросом пользуются серые, синие, а также полосатые костюмы. Большое внимание клиенты уделяют качеству ткани — хорошо продается одежда из плотного гладкого материала.

Михаил Алексеев, заместитель председателя правления Росбанка:

— Стиль одежды играет очень важную роль в деятельности человека из банковской сферы. Особенно это касается людей, занимающих высокие должности — их костюм может положительно или отрицательно сказаться на результатах работы. «По одежке встречают» — есть такие люди, для которых очень важно, как одет деловой партнер. То обстоятельство, что эти требования не всегда прописываются в банковских нормативных документах, ничего, по сути, не меняет.

Традиционно банковская деятельность ассоциируется с консервативным подходом к выбору деловой одежды. Мне не остается ничего другого, как следовать соответствующим канонам. Деловую одежду я подбираю в рамках классики соответствующего жанра. Но свободы, конечно, хочется. По пятницам и по особым дням (когда едешь в командировку или идешь на какое-нибудь мероприятие, где casual предпочтительней) я одеваюсь неформально.

Костюмы я часто шью на заказ в международной фирме, представленной в России сетью салонов. За рубежом почти ничего не покупаю — в России сейчас можно купить почти все.

Кирилл Якубовский, совладелец Экспобанка:

— Костюм я подбираю в соответствии с тем, что мне идет, — ни марка, ни стоимость не являются определяющим фактором. Разумеется, бывают исключительные случаи, когда следует соблюдать требования «протокола», но таких ситуаций в жизни немного. Мы не в Англии, к одежде в России относятся проще.

Я предпочитаю нечто среднее между строгим деловым и casual-стилем — костюм без галстука. Такая форма одежды очень удобна, поскольку я живу за городом, у меня не всегда есть возможность съездить вечером домой и переодеться к какому-нибудь неформальному торжеству.

Нара Саакян, менеджер салонов Canali и «007»:

— В моде по-прежнему серый и синий цвет, а также костюмы в белую неяркую полоску. Но наши господа устали от строгости, им хочется немного «оживить» одежду — популярностью пользуется фактурная ткань и клетка «Принц Уэльский». Что касается фасона, то наши клиенты предпочитают однобортные костюмы, на двух пуговицах, с тремя шлицами и с одним защипом на брюках — такой крой лучше всего подходит русским мужчинам.

В последние годы в России очень выросла культура делового костюма — если раньше человек покупал одежду ради «ярлычка», не уделяя внимания тому, как она «сидит», то теперь главную роль играет критерий «идет/не идет». Сегодня деловой мужчина четко знает, каким должен быть его деловой костюм. Именно поэтому все большее число людей прибегает к услугам портного.

Роман Филимонов, вице-президент компании «Калигула»:

— Я выделил бы одну тенденцию — деловая одежда стала менее строгой, все чаще встречаются приталенные силуэты, узкие брюки, яркие цвета. Но темно-серые и темно-синие костюмы по-прежнему являются лидерами продаж. Реже покупают черные и коричневые модели, полоска — явление сезонное. В целом я бы отметил, что деловые люди стараются создать собственный стиль.

Дмитрий Старенко, управляющий директор ИГ «Атон»:

— Костюм, безусловно, вещь статусная, стоимость и марка имеют значение. Процветающий бизнесмен в одежде турецкого или российского пошива будет выглядеть нелепо, также как менеджер среднего звена в очень дорогом костюме. Но возводить статусность в культ, конечно, не стоит. Достаточно просто придерживаться неких стандартов, принятых в отрасли. Самое главное, конечно, то, как костюм «сидит». Мне идеально подходят итальянские лекала.

Шерстяные ткани из коллекций итальянских фабрик мне очень нравятся — материалу я уделяю большое внимание, никогда не куплю костюм из шерсти качеством ниже S120. Цвет я предпочитаю темно-синий или черный. Всегда покупаю готовые костюмы, на заказ шью только рубашки.

Люблю покупать одежду за границей, прежде всего потому, что в Москве совершенно неадекватные цены. Делаю это примерно раз в полгода. Мне очень нравится качество костюмов Canali.

Александр Гафин, член совета директоров Альфа-банка:

— Я очень консервативен в выборе одежды. Предпочитаю строгую классику, скорее английскую. Люблю темно-синий, серый цвет, иногда позволяю себе костюмы в полоску. Большое внимание уделяю качеству ткани. Заметил, что качество костюмов от некоторых известных фирм не соответствует моим требованиям. Меня во всех отношениях устраивает одежда фирмы Patrick Hellmann, у них можно приобрести не только костюм и сорочку, но и пальто, а это тоже очень важная деталь гардероба. В моем гардеробе есть костюмы от Brioni, в фирме Kiton иногда покупаю рубашки.

Очень давно собираюсь начать шить одежду на заказ — такие костюмы отвечают самым высоким требованиям. Часто одежда требует доработки: то нужно удлинять рукава, то подгонять полноту, ведь лекала стандартные, а людей с идеальной фигурой не так уж много.

Не отказываю себе в удовольствии купить в Париже галстук-бабочку или рубашку в Лондоне, но в последнее время все чаще покупаю одежду в Москве — выбор меня вполне устраивает.

Журнал «Финанс.» № 48-49 (89-90) 20-31 декабря 2004 — Личные финансы
Инга Коростылева

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.