Сергей Михайлович, Приморский край сейчас у всех на слуху. В ходе недавнего визита во Владивосток президент Владимир Путин отметил, что именно Приморье будет играть ключевую роль в наращивании присутствия России в АТР. Насколько край готов к этой роли?
– Еще 5–6 лет назад однозначно ответить на этот вопрос было достаточно сложно. Однако ситуация действительно сильно изменилась. По многим параметрам экономику Приморского края сегодня можно считать одной из самых конкурентоспособных в России. У нас в регионе нет ни нефти, ни газа, ни металлургических комбинатов.
Вместе с тем последние три года ВРП Приморского края рос быстрее, чем ВВП России. К примеру, в минувшем 2006 году экономика края выросла на 8,2%. Основная причина этого проста – мы смогли создать новую конкурентоспособную структуру экономики, которая имеет сервисный характер.
Более 70% ВРП региона приходится на сектора экономики, предоставляющие услуги: транспорт, телекоммуникации, финансовый сектор, обслуживание ВЭД, внутреннюю и трансграничную торговлю. Поэтому сегодня Приморский край гораздо меньше, чем другие субъекты РФ, зависит от цен на сырье на мировом рынке, величины оборонного заказа или укрепления рубля. Хотя, бесспорно, мы пытаемся использовать все возможности для развития экономики края, уделяя значительное внимание развитию промышленности.
Еще одно преимущество Приморья – это то, что край реально готов к реализации на своей территории масштабных и достаточно амбиционных проектов, которые позволят вывести экономику на качественно новый уровень. С позиции интеграции России в АТР прежде всего необходимо отметить проект создания в Приморье мегаполиса Большой Владивосток, в котором будут жить 5–7 млн человек.
Большой Владивосток – это действительно масштабный проект, аналогов которому в России пока нет. В качестве модели мы берем наиболее эффективные как с экономической, так и с социальной точки зрения мегаполисы мира, используем их опыт в качестве отправной точки. Очень важно, к примеру, не оказаться в ситуации, в которую попала Москва, когда излишняя концентрация ресурсов в одном месте приводит к очевидным диспропорциям.
Сегодня население Владивостока составляет менее 1 млн человек. За счет чего планируется добиться такого существенного прироста населения?
– Прежде всего за счет переселения соотечественников из стран ближнего зарубежья и привлечения людей из других регионов страны. Мы понимаем, что это достаточно долгий и трудоемкий процесс, однако главное в данном случае – разработать механизм привлечения и вовлечения людей. Поэтому мы одни из первых в России решили на практике добиваться поставленной цели. Так, первых 4200 человек Приморский край должен принять уже в 2007 году.
Второе ключевое условие реализации проекта Большой Владивосток – это эффективное использование собственных ресурсов. Кроме собственно Владивостока в него войдет еще несколько муниципальных образований: Хасанский и Надеждинский районы, Уссурийск, Артем, Большой Камень, Находка. Их главная особенность в том, что они обладают различными конкурентными преимуществами, то есть могут органично и эффективно дополнять друг друга. Владивосток – это финансовый центр, Уссурийск – промышленный, Надеждинский район – сельскохозяйственный, Находка – мощный транспортный узел.
На «выходе» мы планируем получить агломерацию, объединяющую всю южную часть Приморского края и обеспечивающую максимально комфортные условия жизни на Дальнем Востоке. Для нас это имеет первоочередное значение как с социальной, так и с экономической точки зрения. Мы в Приморье, возможно, больше, чем где-либо, понимаем, что именно люди представляют наибольшую ценность, поскольку наша экономика зависит не от добычи природных ресурсов, а от предоставления услуг.
Какая роль в реализации проекта «Большой Владивосток» отводится проведению во Владивостоке форума АТЭС в 2012 году?
– Решение о выдвижении Владивостока в качестве места проведения форума АТЭС для нас имеет первоочередное значение. И тут дело не только в инвестициях, которые будут привлечены для развития инфраструктуры Владивостока и прибрежной части края, но и во взаимопонимании и поддержке, которую получило наше видение будущего Приморья со стороны федеральной власти.
Еще четыре года назад мы разработали стратегию развития Приморского края, которая получила название «Тихоокеанская Россия». Тогда это был новый взгляд на многие вещи, в том числе и на место России в АТР, сегодня же положение стратегии полностью совпадает с основными направлениями развития нашей страны, что подтверждают слова Владимира Владимировича Путина о необходимости налаживать более глубокие связи со странами АТР.
Используя свои собственные ресурсы, мы проделали определенную работу в данном направлении: и в культурном, и в экономическом плане. К примеру, во Владивостоке ежегодно проводится международный кинофестиваль «Меридианы Тихого», который стал достаточно значимым культурным событием в АТР, город регулярно становится местом рабочих встреч и переговоров, а значительную роль в экономике Приморского края играют иностранные инвестиции. Иным словами, база для расширения сотрудничества между Россией и странами АТР готова.
Теперь необходимо эту базу расширить и укрепить. Однако, чтобы добиться поставленной цели, нужна конкурентоспособная инфраструктура. И здесь нам, безусловно, понадобится помощь федерального бюджета, поскольку Владивостоку необходимо быть на равных с ведущими городами региона и мира.
Впрочем, мы не будем всецело полагаться на федеральные деньги. Я уверен, что к 2012 году в развитие инфраструктуры города Владивостока мы привлечем не меньше частных инвестиций, чем будет выделено из федерального бюджета. Все это позволит превратить Владивосток в национальный центр делового и культурного взаимодействия с экономиками АТР.
Большой Владивосток должен стать восточной столицей России, экономика которой максимально полно интегрирована в АТР и служит своего рода проводником российских интересов. Какие еще задачи кроме развития инфраструктуры города необходимо решить для достижения этой цели?
– Кроме развития инфраструктуры Владивостока я могу выделить две принципиальные задачи. Первая – это создание на Тихоокеанском побережье России конкурентоспособной транспортной инфраструктуры. Она должна обеспечивать снижение транспортных издержек национальных экспортеров на рынках АТР.
Нами подготовлены проекты развития мощностей транспортного узла Находка – порт Восточный. В качестве инструмента привлечения частных инвестиций приступили к подготовке конкурсной документации создания в порту Восточный особой экономической зоны портового типа. Также согласовали с Министерством транспорта строительство специализированных портов с использованием механизмов концессии. Если удастся реализовать все проекты в полном объеме и в намеченные сроки, морская инфраструктура Приморского края к 2020 году сможет переработать до 180–200 млн тонн. Таким образом, мы создадим все условия для резкого увеличения товарооборота России со странами АТР.
Кроме того, Приморский край должен стать базой формирования нового промышленно-экономического центра России, продукция которого будет ориентирована на рынки АТР. Нами подготовлен пакет предложений по строительству АЭС, алюминиевого завода, нефтеперерабатывающего и нефтехимического производств, завода сжиженного газа, сборки на базе авиационной компании «Прогресс» легких самолетов коммерческого типа. Общий объем инвестиций в строительство промышленных объектов к 2020 году может составить около 2 трлн рублей. В основном это будут частные инвестиции, за исключением строительства АЭС.
Также я могу отметить еще один чрезвычайно важный проект – создание на базе вузов Приморского края Национального тихоокеанского университета, который бы позволил подготавливать кадры, необходимые для обслуживания интересов российских компаний, наращивающих свое присутствие на рынках стран АТР, и серьезно заняться экспортом нашего образования.
Образование, которое есть в Приморском крае, сегодня объективно является одним из лучших в Азии. На него есть стабильный спрос, однако есть целый ряд условий, которые необходимо выполнить, чтобы использовать его в полной мере. Этим мы и занимаемся.
СУДЬБА: Первый из назначенных
Сергей Дарькин родился 9 декабря 1963 года в Приморском крае.
В 1989 году был назначен заместителем директора АО «Дальлизинг», в 1991-м создал и возглавил предприятие «Ролиз» («Российский лизинг»), руководил им вплоть до избрания его губернатором Приморского края в 2001 году.
Сергей Дарькин стал первым российским губернатором, который был «избран» на свою должность согласно новому порядку назначения глав субъектов РФ. Кандидатура Сергея Дарькина была внесена президентом Владимиром Путиным на рассмотрение Законодательного собрания Приморского края 28 января 2005 года и утверждена 4 февраля 2005 года.
Журнал «Финанс.» №8 (194) 26 февраля — 4 марта 2007 — Финансы двфо
Беседовал Андрей Блинов
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.