Теперь удорожание машин можно будет оправдывать не только постоянно растущим спросом, но и заботой об экологии. На заседании правительства 6 ноября был одобрен специальный технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ». Он определяет порядок ввода в России международных стандартов экологической безопасности. Через полгода после его подписания будет запрещен выпуск и импорт автомобильной техники, не соответствующей нормам «Евро-2». Постепенно требования ужесточатся: с 2008 года в России будет введен стандарт «Евро-3», потом «Евро-4», а к 2014 году — «Евро-5».
Насколько это изменение позитивно в плане экологии, пока неясно. Глава Минпромэнерго Виктор Христенко утверждает, что переход с 2000 года на нормы «Евро-2» в России для автобусов и грузовых автомобилей обеспечил уменьшение вредных выбросов в 2-2,8 раза, а введение норм «Евро-2» для легковых автомобилей будет иметь 10-кратный эффект. Но ведь к существующему российскому автомобильному парку этот регламент отношения не имеет — переоборудовать автомобили, уже находящиеся в пользовании, не надо.
«Производители готовы к изменениям, — уверен аналитик ИК «Тройка Диалог» Гайрат Салимов. — Многие новые модели автомобилей соответствуют этим стандартам. Цены же растут в основном из-за увеличения спроса. Ну а принятие регламента станет лишь дополнительным поводом для их поднятия. Точные цифры я не стал бы называть». Аналитик ИГ «Атон» Алексей Языков считает, что цены росли в течение прошлого года, когда производители готовились к переходу на новые стандарты: «Сейчас они вряд ли будут подниматься, разве что на грузовой транспорт». Однако сами автопроизводители имеют другое мнение. Руководитель пресс-службы «Автоваза» Владимир Арциков подтверждает, что завод готов к переходу на новые стандарты: «Но, естественно, отпускные цены будут расти — ведь нам придется увеличить затраты». А руководитель пресс-службы «Руспромавто» Владимир Торин называет и конкретные цифры: «Российские автомобили в течение года подорожают на $500-1500 в зависимости от модели. Но проблема не в этом. Безусловно, для Москвы и Петербурга этот регламент очень актуален, а вот жители Абакана вполне могли бы обойтись без него. Непонятно, зачем нужны экологические нормы, например, жителям какой-нибудь деревни. Представьте себе: идет уборка урожая. И вдруг на поле появляется человек в галстуке с портфелем под мышкой и спрашивает комбайнеров, соответствует ли их техника стандартам «Евро-2». Абсурд».
Журнал «Финанс.» № 37 (127) 10-16 октября 2005 — Личные деньги
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.