Пришел, увидел, купил

Крупные страховые компании (СК) в основном развивают свою филиальную сеть за счет покупки готовых структур. Переговоры потенциальных покупателей и продавцов длятся долго (до шести месяцев) и далеко не всегда завершаются сделкой. «Бизнес региональных компаний зачастую непрозрачен, может включать в себя схемы минимизации налогов, кэптивные элементы и не всегда соответствует требованиям надзора, – объясняет руководитель группы по слияниям и поглощениям КПМГ Вильфрид Поточниг. – А цены на местных страховщиков высоки как никогда – рынок перегрет».

Российская специфика. Компания «АльфаСтрахование», объявившая о готовности потратить в 2007 году $50 млн на покупки в регионах, ведет переговоры с четырьмя страховщиками. СК «Россия» – с пятью. Активно интересуются региональными операторами «Ресо-гарантия» и «Росно». Но, пожалуй, самым активным покупателем стала страховая группа «Региональный альянс» (РА), в состав которой входят бывшие члены союза «Урало-Сибирское соглашение» (УСС). В их числе: петербургские «АСК-Петербург» и «АСК-мед», сочинская «Альтаир», курская «АСКО-центр», томская «Коместра-Томь», «Коместра-Кемерово», екатеринбургская «Белая башня», Межбанковская региональная страховая компания из Ижевска и московский страховщик жизни «МРСС-Вита».

По информации «Ф.», в ближайшие две недели управляющая компания «Тройка Кэпитал Партнерс», входящая в «Тройку Диалог», аккумулирует 75% акций РА и инвестирует в группу $200 млн – на $50 млн больше ранее обещанного. Более того, в четвертом квартале планируется покупка 5–7 региональных операторов, переговоры с которыми уже завершены. Их цена, по словам президента РА Зенона Олбриса, варьируется от $3 млн до $10 млн. Аудит покупаемых компаний занимает 3–4 месяца.

Зенон Олбрис пришел в РА в январе этого года из польской PZU Group, уже успел побывать в пятнадцати российских регионах от Калининграда до Владивостока, провел переговоры с десятком страховщиков и перестал удивляться специфике российского страхового бизнеса. «Например, владелец говорит, что хочет за свою компанию $10 млн. Мы начинаем наводить справки о ее бизнесе, осуществлять проверки. Выясняется, что 40% филиалов страховщика не работают (уменьшаем начальную сумму на $0,5 млн), резервы у него не покрыты (минус еще $1 млн), 20% договоров – схемные (минус $0,2 млн), 30% бизнеса завязано на местной крупной промышленной группе, которая общается всего с одним человеком в фирме, – делится опытом Зенон Олбрис. – Мы не говорим, что это плохая компания. Мы говорим, что у нее много недостатков, поэтому ее цена не $10 млн, а $6 млн».

Кто кого. Экспансия РА в регионы будет продолжаться. Консультационные услуги РА оказывает идеолог и президент УСС Семен Акерман, и, как надеются в «Тройке Диалог», его авторитет и связи помогут РА приобрести многие другие компании, входящие в союз (всего их около 40). Впрочем, как уверяет Зенон Олбрис, РА интересуют не только они. Так, в частности, вызывает интерес республика Татарстан, к которой присматриваются многие страховщики. В числе возможных кандидатов на продажу участники рынка называют компании «Чулпан», «Наско-Татарстан», «Итиль». Однако, по словам президента Союза страховщиков Татарстана Виталия Федоренкова, три четверти местного рынка держат региональные компании и уступать свои позиции не собираются.

А вот рынок Удмуртии фактически уже завоеван федеральными структурами. В реестре Росстрахнадзора по состоянию на 28 июня этого года числилось восемь местных страховщиков. Как уверяет Юрий Одиянков, бывший генеральный директор СК «Астра», три из них почти не ведут бизнеса, а оставшиеся пять были куплены федеральными финансовыми группами. Например, Межбанковская региональная страховая компания и аффилированные с ней «Кармэль» и Ижевская медицинская страховая компания в апреле этого года были приобретены РА.

«Мелкие региональные компании выбирают между «смертью» или «продажей». Более крупные операторы назначают завышенные цены и в результате нередко испытывают давление со стороны федеральных страховщиков», – уверяет Виталий Федоренков, добавляя, что в борьбе нередко используются правоохранительные органы. Это же отмечают и в ростовской страховой группе «Адмирал», чей владелец Юрий Колесников несколько месяцев назад был обвинен в коррупции и оказался под следствием после того, как отказался продать свой бизнес. «Закон не защищает региональных страховщиков от недружественных поглощений», – сокрушается генеральный директор «Адмирала» Алла Киселева. Как предполагает руководитель страховой и пенсионной практики «Прайсвотерхаускуперс Аудит» Алекс Бертолотти, число независимых региональных страховщиков будет существенно сокращаться. И цена на них, как прогнозирует генеральный директор компании «Отечество» Павел Иванушко, будет расти, в результате чего всего через два-три года стоимость эффективно работающей филиальной сети может вырасти в полтора раза.

НЮАНСЫ: Бизнес на пустышках

За последние годы цены на страховые компании выросли почти в десять раз.

Если раньше оператор с лицензией на 36 видов страхования обходился всего в $25 тыс., то теперь за $200 тыс. трудно приобрести компанию с 16 видами страхования. «В прежние времена можно было прийти в Росстрахнадзор, решить все «бюрократические вопросы» и меньше чем через два месяца получить лицензию на новую компанию, – вспоминает источник «Ф.», попросивший не называть его имени. – А три года назад в ведомство пришла команда чиновников, которая очень избирательно выдает разрешения – в основном крупным российским или иностранным финансовым группам». Поэтому теперь лицензия, как правило, покупается вместе с готовой компанией, из которой выводится весь бизнес.

Журнал «Финанс.» №33 (219) 3 сентября — 9 сентября 2007 — Страхование
Ксения Леонова

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.