Простая арифметика. Планируется, что расходы по разделу «Общегосударственные вопросы» составят 821,35 млрд рублей. Это почти на 30% больше, чем записано в главном финансовом документе страны на текущий год. На первый взгляд такое процентное изменение вполне органично вписывается в общую картину: суммарные расходы бюджета должны увеличиться примерно на 28%. Затраты на госаппарат даже отстают по темпам роста от расходов на национальную экономику, образование, здравоохранение и ЖКХ. Доля расходов на госсектор в ВВП возрастает также незначительно: 2,63% против 2,62% в бюджете текущего года.
Наиболее значительно увеличится финансирование органов надзора, налоговиков и таможенников. На них государство потратит в 1,5 раза больше, чем в прошлом году. Сумма, которую выделяют на судебную систему, увеличится на 30%. На органы исполнительной власти пойдет в 1,14 раза больше, а расходы на законодательную «ветвь» увеличатся на 12%.
С другой стороны, если взглянуть на абсолютные цифры, картина будет несколько иной. Чиновники обходятся дороже, чем национальная оборона, правоохранительная деятельность и социальная политика. На решение общегосударственных вопросов уйдет в три раза больше, чем на образование, и в пять раз больше, чем на здравоохранение. При этом численность «слуг народа» в стране в конце прошлого года достигала 1,46 млн человек. Это, даже по самым приблизительным оценкам, меньше чем в сфере образования и здравоохранении (соответственно около 3,4 млн и 6,1 млн человек по данным Росстата).
Кроме того, среднемесячная номинальная заработная плата госслужащих почти в два раза превосходит денежные вознаграждения врачей и учителей. Согласно данным Росстата, в прошлом году средняя зарплата работников госаппарата составляла 10 639 рублей, в то время как занятые в сфере образования довольствовались 5477,9 рубля, а в здравоохранении — 5857,2 рубля. Это, бесспорно, усредненные данные, но они в любом случае показательны.
На функционирование главы государства в проекте бюджета предусмотрено 6,42 млрд рублей (в текущем году немного больше — 6,53 млрд рублей). Главе Совета Федерации и его заместителям причитается 11,1 млн рублей, а его коллеге из Госдумы — 20,8 млн. Остальным членам верхней палаты парламента выделят 584,2 млн рублей, а депутатам — 1,326 млрд рублей.
Новые идеи политической элиты нашли отражение в такой любопытной статье расходов, как «мероприятия по патриотическому воспитанию граждан». На эти благородные цели чиновникам выделено около 40 млн рублей (в текущем году — всего 3,5 млн рублей), и это только в разделе общегосударственных вопросов. Поддержка «некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества», обойдется бюджету в 1,25 млрд рублей. Это в 2,5 раза больше, чем было выделено на текущий год (видимо, с приближением выборов следует ожидать повышенной активности Общественной палаты).
Зачем им столько. Государство берет все больше средств налогоплательщиков на собственное содержание по нескольким взаимосвязанным причинам. Наиболее очевидная из них: рост числа чиновников. Только за прошлый год их стало больше на 8%. По мнению руководителя проекта «Административная реформа» Центра стратегических разработок (ЦСР) Владимира Южакова, государству следует сокращать госаппарат, устраняя избыточные и дублирующие функции госорганов. «Более тысячи таких функций были выявлены еще пару лет назад, но до сих пор не ликвидированы, — отмечает эксперт. — То есть бюджет непонятно зачем несет расходы на их никому не нужное исполнение. Если бы они реально сокращались, денежное содержание госслужащих можно было увеличивать без наращивания расходов бюджета».
Удорожание и разбухание госаппарата говорят о бессистемности проведенной административной реформы. По мнению старшего эксперта Института экономики переходного периода (ИЭПП) Дмитрия Полевого, увеличение затрат частично является следствием ряда президентских указов, которые касаются изменения классификации должностей госслужащих, состава и структуры их денежного содержания, а также расширения перечня должностей федеральной государственной гражданской службы.
Любопытно, что из одного закона о федеральном бюджете в другой кочует следующая формулировка: «Правительство России не вправе принимать решения, приводящие к увеличению численности федеральных государственных служащих и работников учреждений и организаций бюджетной сферы, а также расходов на ее содержание». При этом рекомендуется не принимать подобных решений и органам государственной власти субъектов Федерации.
В ИЭПП считают, что повышение уровня оплаты труда госслужащим является одной из приоритетных задач правительства на протяжении последних двух лет. Однако Владимир Южаков полагает, что сами «слуги народа» вряд ли заметят этот рост: их зарплата должна вырасти в среднем на 2 тыс. рублей. По его мнению, нет ничего удивительного в том, что расходы на оплату труда чиновников растут. «Это должно увеличить конкурентоспособность должностей госслужащих на рынке труда, — рассуждает эксперт ЦСР. — Ведь сейчас люди согласны работать на государство не из-за заработной платы, а из-за открывающихся дополнительных возможностей. В этом смысле рост расходов на содержание госаппарата является скорее недостаточным». Вместе с тем рост оплаты труда — необходимое, но недостаточное условие для снижения уровня коррупции. «Без других шагов в данном направлении это будут «деньги на ветер»», — признает Владимир Южаков.
Журнал «Финанс.» № 38 (175) 2-8 октября 2006 — Экономика
Марта Маковецкая
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.