Покупатель – седьмой по величине в США перевозчик – готов заплатить за занимающую третье место Delta $8 млрд. Неплохая цена, если учесть, что объект покупки находится в состоянии банкротства.
Компании, по замыслу гендиректора US Airways Дуга Паркера, объединятся под брэндом Delta, существующим с 1928 года. В случае заключения сделки на свет должен появиться крупнейший авиаперевозчик в Америке: его доля на рынке достигнет 18%. US Airways предложила кредиторам Delta $4 млрд наличными и столько же своими акциями. «Мы можем оптимизировать деятельность компаний, объединив обе сети, – заявил Дуг Паркер. – В случае успеха мы сможем летать во все города, обслуживаемые сегодня двумя авиаперевозчиками, используя на 10% меньше самолетов. Это огромная экономия на издержках». По подсчетам US Airways, слияние позволит сократить ежегодные затраты примерно на $1,65 млрд.
Delta Air Lines находится под защитой закона о банкротстве уже больше года. До сих пор ее руководство рассчитывало, что выйти из этого состояния компания должна к середине следующего года в качестве самостоятельного игрока. Пока гендиректор Delta Джеральд Гринстейн заявляет о неизменности этих планов. US Airways получила отказ. Кстати, происходит это уже не впервые – Delta делали предложение не далее как весной. До середины февраля она собирается представить суду по делам о банкротствах собственный план по реорганизации. Компания уже приняла решение об отказе от неприбыльных полетов, сократила затраты на рабочую силу и парк самолетов.
Однако Дуг Паркер не намерен сдаваться без боя, и его шансы договориться с кредиторами Delta достаточно высоки. После выхода компании из банкротства они станут ее крупными акционерами и могут предпочесть наличные «здесь и сейчас» туманным перспективам будущих прибылей. Не случайно попытка враждебного поглощения весьма оживила инвесторов. После обнародования новости акции US Airways взлетели на 15%, а у Delta Air Lines подорожали на 23%. Вместе они потянули вверх индекс S&P 500, который в результате достиг своего шестилетнего максимума. Впрочем, аналитики не исключают, что на случай неудачи у US Airways могут быть и другие варианты. До сих пор ей прочили в «суженые» Northwest Airlines, тем более что у этих компаний меньше зона перекрытия операций.
Попытка US Airways знаменует собой продолжение процесса консолидации в американской авиаиндустрии. Она еще не полностью восстановилась после кризиса, разразившегося после террористических атак 11 сентября 2001 года. За ними последовали эпидемия атипичной пневмонии в Азии и подорожание топлива. В течение последних лет компании пытаются сократить расходы на оплату труда, но этот процесс идет со страшным скрипом. Вынужденные реструктуризации, увольнения сотрудников вылились в массовое недовольство профсоюзов и забастовки. Так что банкротства в отрасли в последние годы перестали быть редкостью. Та же Delta объявила о финансовой несостоятельности в один день с другой крупной компанией – Northwest Airlines. А US Airways попадала под защиту от кредиторов уже дважды – в 2002 и 2004 годах. Из последнего банкротства она вышла, объединившись с America West Airlines. Кстати, идеологом той сделки был Дуг Паркер, возглавлявший в то время America West.
Журнал «Финанс.» №45 (182) 20-26 ноября, 2006 — Мировые финансы
Олеся Курлеева
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.