Люди пока не теряются

Поделившись накоплениями граждан с НПФ, Пенсионный фонд РФ вынужден был передать им и функции по ведению учета застрахованных. Впрочем, абы кого этими функциями не наделишь. Чиновники посчитали, что к ведению индивидуальных счетов в рамках ОПС готовы лишь те фонды, которые в 2004 году по негосударственным пенсионным программам обслуживали не менее 5 тыс. человек. Подразумевается, что с такими объемами НПФ могли справляться, имея на вооружении адекватные информационные технологии. Кстати, с 2009 года своеобразный учетный ценз повышается до 20 тыс. добровольно застрахованных.

В первый год работы негосударственных фондов с пенсионными накоплениями особых проблем в части персонифицированного учета никто в общем-то не ожидал. Они и не возникли. ПФР, озадачившись вопросом еще в середине 90-х, успел поставить систему на ноги. С рассылкой выписок из реестра застрахованных он также успешно справился. Благо поток граждан, решивших перевести свои средства в негосударственные фонды, оказался не таким уж плотным — от них поступило менее 300 тыс. заявлений.

Отдельные, пока еще робкие вопросы возникли у НПФ в ходе прошлогодней «переходной» кампании. Фонды, среди клиентов которых нашлись желающие перенаправить средства в другую «копилку», столкнулись с отсутствием стандартов передачи данных. «Пока «миграция» застрахованных из фонда в фонд или из НПФ в ПФР носит эпизодический характер (в прошлом году на такой шаг решились чуть более тысячи человек по всей России. — «Ф.»), сведения о них можно выписывать хоть на бумаге. Но потоки будут постоянно расти, и для того, чтобы автоматизировать обмен информацией, исключить ручной ввод данных, чреватый ошибками, предстоит перейти на единый формат их подачи», — предупреждает исполнительный директор Национального НПФ Людмила Гаврилова. Президент НПФ «Интеррос Достоинство» Сергей Борисов в свою очередь полагает, что особых проблем здесь возникнуть не должно: можно пользоваться формами, которые сегодня применяет ПФР при рассылке выписок из реестра. К тому же сам по себе массив информации по одному застрахованному небольшой: для того чтобы идентифицировать человека, достаточно знать его фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, пол, страховой номер (прочие сведения НПФ получает непосредственно при заключении договора ОПС). К этим данным уже можно «привязывать» сумму пенсионных накоплений.

Тем не менее некоторые специалисты считают процесс «передачи» застрахованных из одного НПФ в другой слабым звеном в системе персонифицированного учета — дескать, контроль здесь ослаблен. Хотя негосударственные фонды обязаны сообщать ПФР и ФСФР обо всех фактах «миграции» клиентов, стандарты раскрытия подобной информации опять-таки отсутствуют. К тому же ФСФР она не очень-то интересна, поскольку служба не ведет персонифицированный учет, ПФР же в этих данных не слишком нуждается, потому что сам получает от будущих пенсионеров заявления о переводе накоплений. Единственное, что могло бы заинтересовать государственный фонд, так это размер средств, передаваемых из одного НПФ в другой. Но такие сведения в его распоряжение не поступают. По мнению Сергея Борисова, в этом нет ничего угрожающего. Ведь, если средства годами остаются в одном и том же НПФ, ПФР также остается в неведении относительно их текущего объема: перед будущими пенсионерами в этом случае отчитывается негосударственный фонд, а за сохранностью накоплений следит спецдепозитарий и ФСФР. Впрочем, существует одна тонкость: «входящие» в НПФ деньги поступают на специальный счет фонда, который спецдепозитарий «не видит» (он отслеживает движение средств по счетам управляющих компаний, обслуживающих НПФ).

Как раз в момент зачисления средств возникает риск ошибки и «потери» застрахованного. «Допустим, НПФ А «передает» своего клиента в НПФ Б и при этом допускает ошибку в написании его фамилии, — моделирует ситуацию Людмила Гаврилова. — В этом случае информационная система НПФ Б автоматически обнаружит несоответствие входящих сведений выписке из реестра застрахованных и возвратит данные вместе с «привязанными» к ним деньгами в НПФ А. Тот уже сам ищет, в чем просчитался». Но если фонд Б практикует ручной ввод данных и оператор забудет ввести клиента во внутреннюю учетную базу, ошибка обнаружится не сразу. Но все же обнаружится. Например, в ходе аудиторской проверки. Впрочем, Сергей Борисов относит подобные ситуации скорее к сфере гипотетических возможностей, чем к реальной угрозе пенсионной системе.

Журнал «Финанс.» № 16 (153) 24 апреля — 7 мая 2006 — Пенсионный капитал
Артем Федоров

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.