Кино. В Москве прошла премьера новой картины Александра Сокурова «Отец и сын». Фильм, который является второй частью трилогии (первая лента «Мать и сын» вышла в 1996 году), удостоился приза международной ассоциации критики ФИПРЕССИ 56-го Каннского кинофестиваля.
Кажется, действие этого фильма протекает вне времени и вне пространства. Странный, затерянный город; странный дом под самой крышей; странная, почти невероятная любовь отца и сына — какое-то страдальческое обожание. «Любовь Отца — распинающая, любовь Сына — распинаемая», — цитирует сын в картине Сокурова слова св. Фи- ларета (Дроздова), которые становятся лейтмотивом всего фильма.
У отца (Андрей Щетинин) и сына (Алексей Неймышев) — собственный мир, в который они не пускают никого. «Их любовь — почти мифологического масштаба. Так не бывает в реальности, это коллизия сказки», — говорит Сокуров в программке-предисловии к фильму. Многие склонны трактовать эту сказку отнюдь не по-детски, придавая отцовско-сыновним нежностям самый вульгарный смысл. Сокуров и впрямь много внимания уделяет изображению тела: он провоцирует нас в начальной сцене фильма, он заставляет своих героев находиться в тактильном контакте, он искренне любуется мускулистой фигурой отца, хрупким обликом сына. Герои кажутся буквально залитыми светом. Изображение выписано красиво и тонко, и это часть сокуровской эстетики.
Москва готовится к «Нашествию варваров»: 26 сентября картина под таким названием выходит в столичный прокат. Как и фильм Сокурова, трагикомедия знаменитого канадского режиссера Дени Аркана — призер Международного кинофестиваля в Канне: ему достались награды за лучший сценарий (Дени Аркан) и лучшую женскую роль (Мари-Жозе Кроз).
«Нашествие варваров» — продолжение фильма «Закат американской империи», снятого Арканом 15 лет назад. Бывший ловелас и весельчак Реми (Реми Жерар) смертельно болен. Его сын Себастьян (Стефан Руссо), удачливый биржевой маклер, решает скрасить последние дни отца. Для этого ему приходится не только собрать всех его друзей и любовниц, но и подсадить жизнелюбивого старика на героин.
Реми осознает, что жизнь прошла, а он так и не сумел отыскать ее смысл. Не совершил он и ничего великого: не написал «Архипелаг ГУЛАГ», не создал таблицу Менделеева. Он просто получал удовольствие от жизни. А может, впустую тратил отпущенное ему время?
В фильме мелькают кадры взрыва нью-йоркских башен-близнецов. 11 сентября 2001 года, по Аркану, и есть начало «эпохи нашествия варваров». Последние мстят Америке за ее стремление к мировому господству. Впрочем, «нашествие варваров» понимается и более глобально: это болезни, войны, наркотики, ненависть к себе подобным… Удержать хоть какое-то подобие равновесия в этом мире тотального безумия позволяют две вещи — любовь ближних и чувство юмора.
Выставки. Портреты бывают не только у людей, они бывают и у мотоциклов. 24 сентября в фотогалерее им. братьев Люмьер откроется выставка Екатерины Голицыной «Портрет Харлея». Волшебная рука фотохудожника превратит 30 мотоциклов Harley- Davidson в живые существа, обладающие индивидуальным обликом и непростым характером.
Голицына работает со светом, играет бликами, вглядывается в отражения. Ее привлекают блестящие поверхности, и она способна увидеть в них целый город. В ее снимках присутствует загадка: она любит колдовать над формой объектов, снимая лишь отдельные детали. Мотоцикл становится неузнаваемым: так, обтекаемые и сияющие фары напоминают прозрачные капли воды. У Голицыной есть и авторское ноу-хау: свой фотомир она творит не только с помощью объектива, но и вручную, с помощью тонкой кисточки. Экспозиция продлится до 19 октября.
19 сентября в Третьяковской галерее открылась выставка работ Веры Фаворской (1896-1977) и Ивана Чекмазова (1901-1961). Творчество супругов-художников было хорошо известно уже в начале 20-х годов. В 2003-м их незаслуженно забытые имена вновь возвращают истории.
Они познакомились во Вхутемасе — Высших художественно-технических мастерских — в студии Роберта Фалька, учеником и ассистентом которого был Иван Чекмазов. Довольно скоро их работы заметили, последовала череда выставок: в Объединении московских художников, в экспозиции, организованной обществом «Бубновый валет», на Первой выставке русских художников в Берлине в галерее Ван-Димен. А впрочем, любовь и дружба не означали творческого отождествления. Фаворская предпочитала сочный натюрморт, Чекмазову более всего удавался пейзаж. Зато совместной была преподавательская деятельность: многие годы они занимались со студентами в МГХИ им. Сурикова, пока в послевоенные годы не попали под волну борьбы с формализмом. Так для них началась эпоха забвения…
Музыка. 26 сентября в Большом зале кинотеатра «35 мм» состоится необычный киносеанс: The Cinematiс Orchestra — один из самых модных британских музыкальных проектов — озвучит немой фильм Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом», который считают настоящим открытием в области киномонтажа. Пост-рок, эйсид-джаз, трип-хоп, сэмплированные звуки — и все это в сочетании с кинокартиной начала прошлого века. «Фильм Вертова, — пишут организаторы мероприятия, — состоит из многочисленных сцен одного дня городской жизни 20-х годов, снятых вездесущим «киноглазом» — многие из кадров сняты скрытой камерой. С музыкой Cinematic 68-минутная картина превращается в огромный эпический «клип», а электронный джаз «Кинематографического Оркестра» на фоне кинокадров 70-летней давности наполняется симфонизмом и становится музыкой… XXI века».
Театр. Журнал «Финанс.» продолжает рассказывать о фестивале современной пьесы «Новая драма». Из заметных событий второй недели фестиваля — выступление французского театра «Шимен Компани». 23 сентября на Новой сцене МХАТа им. А.П. Чехова они представят отрывок из спектакля «Северный квартал». Спектакль состоит их 13 «глав» (в Москве будет показана только одна), каждая из которых длится около часа. Автор, Лоранс Феврие, бродит по закоулкам Парижа и встречается с разномастными жителями его окраин: маргиналами, провинциалами, иммигрантами… Еще одна работа зарубежных гостей — спектакль американской компании Opera Project H.A.R.P./ Here Arts Center под названием «Судий, 19: Угольная болезнь легких», который пройдет во МХАТе 26 сентября. Это музыкальная постановка пьесы Рута Маркграфа о странствиях семьи переселенцев-протестантов и жизни в шахтерском поселке. Интересен и продюсерский проект самого фестиваля: в прошлом году состоялась читка новой пьесы Лаши Бугадзе «Потрясенная Татьяна». 24 сентября на Новой сцене МХАТа зрители «Новой драмы» смогут увидеть уже полноценный спектакль в постановке Михаила Угарова.
Птицы — это те же люди, только лучше. Потому что у них есть крылья. И когда им хочется счастья, они, как и мы, играют свадьбы. 25 сентября состоится премьера спектакля «Свадьба соек»: известный кинорежиссер Евгений Гинзбург и композитор Александр Басилай решили поставить сказку Важи Пшавела в цирке на проспекте Вернадского. Здесь будет все: и клоунские номера, и арии под куполом цирка, и балет, и пируэты на льду… Не обойтись и без участия четвероногих артистов: на арену выйдут леопарды и тигры. Красивая сказка будет рассказана языком фокусов и трюков, а райские пташки будут щебетать зрителям о любви и дружбе, паря высоко в воздухе…
В театре им. Маяковского состоялась премьера спектакля «Карамазовы» в постановке Сергея Арцибашева. Все начинается почти с конца — со сцены в Мокром и ареста Мити (Михаил Филиппов). Дальше действие будет раскручиваться вспять: как воспоминания, как показания арестанта. Они обрывочны и хаотичны: порой кажется, что сцены выдернуты из романа наугад. К тому же в первом действии не покидает ощущение, что Арцибашев куда-то ужасно спешит. Так, центральное место романа — разговор Ивана с Алешей и «Легенда о Великом Инквизиторе» — выскакивает у него уже на двадцатой минуте (впереди еще почти трехчасовое действо). Иван (Игорь Костолевский) нервно ходит по залу, его голос многократно усиливает громкоговоритель, отчего он начинает казаться каким-то потусторонним, надорванным, зловещим. Костолевский слегка переигрывает, а впрочем, текст Достоевского о страданиях «деток» оправдывает и надрыв, и пафос. Другое дело Алеша (Сергей Щедрин): на протяжении всего спектакля героя, которого сам писатель избирает главным, не видно и не слышно. Зато папаша Карамазов чудо как хорош. Александр Лазарев создает совершенно достоевский образ юродствующего шута: он и кривляется, и ломается, и фиглярствует. Душевно играет и Михаил Филиппов: его Митя действительно похож на старшего брата Карамазова — неистовый и робкий, бушующий, захлебывающийся в карамазовских страстях и искренне кающийся, и умоляющий, и просящий…
Вслед за экранизировавшим «Карамазовых» Иваном Пырьевым Сергей Арцибашев отказывается от сюжетной линии «Мальчиков», но все программные сцены режиссер добросовестно выводит. Спектакль стоит смотреть из-за игры главных актеров, сценических эффектов, любопытной сценографии. А все же не в пример лучше достать с полки и перечитать оригинал.
Журнал «Финанс.» № 28 (22-28 сентябрь 2003) — Отдых
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.