МВА на скорую руку

Появление нового образовательного продукта вызвало бурю эмоций – как у желающих обучаться, так и у преподавательского состава. Первые усмотрели в новой программе возможность все-таки получить желанный диплом: классическое МВА требует слишком много времени. Вторые в результативности эксперимента сомневаются.

Первые ласточки. В Москве пока есть только две краткосрочные программы, позиционирующие себя как мини-МВА. Первая появилась год назад. Это русская школа маркетинга, которая выросла из курсов компьютерных программ для маркетологов. Сначала учебное заведение совместно с сайтом e-xecutive. ru запустило нашумевший проект «Фабрика маркетинг-звезд», который впоследствии стал полигоном для испытания мини-МВА. За двадцать дней организаторы проекта обещали сделать из подающих надежды маркетологов настоящих гуру. Сейчас школа предлагает полгода обучения по программе «Менеджмент и маркетинг» за $2500.

Программу мини-МВА «Финансы и банки» совместно с Банком России предлагает Банковский институт ГУ ВШЭ. Она готовит инспекторов коммерческих банков, а также управляющих временных администраций. Занятия – по 10 часов в день в течение трех месяцев. Слушатели разбирают вопросы инспектирования, бизнес-планирования, правовые аспекты финансовой деятельности. Такие программы рассчитаны на уже подготовленных в области финансов специалистов и требуют большого практического опыта обучающихся. Методика обучения проста – минимум теории, максимум «case studie». Акцент на практическое обучение требует хорошего технического оснащения для того, чтобы разбирать материал в режиме реального времени. Широко используются компьютерные симуляции, информационные системы для работы на фондовом и валютном рынках, компьютерные программы, связанные с переходом на МСФО.

Что осталось. Российские программы МВА – это «хорошо украденные» западные модули. Курc мини-МВА не стал исключением. Западные институты предлагают своим слушателям укороченные программы в виде семинаров на определенные темы. Однако институты с хорошей репутацией предпочитают называть эти курсы тренингами. Настоящие программы мини-МВА на Западе рассчитаны не менее чем на год. Считается, что за более короткий срок выучиться на высококлассного специалиста невозможно. Российские программы позиционируют себя как нечто среднее между тренингами и классическим МВА – для тех, кто хочет несколько большего, чем тренинг, и несколько меньшего, чем МВА.

Традиционная программа MBA в российских бизнес-школах длится два года и рассчитана примерно на 700 часов. Она разбита на несколько блоков: сначала идут социально-экономические дисциплины, потом базовые (финансовый учет, стратегический менеджмент, управление персоналом, маркетинг и т. д.). В конце программы предусмотрены узкопрофильные дисциплины по выбору.

Программа мини-МВА рассчитана на 192 часа. Организаторы утверждают, что сократили время обучения за счет ликвидации «общих» предметов. Так, за бортом остались английский язык, информационные технологии и другие непрофильные предметы. Девиз таких программ – «только самое ценное».

Контингент. Основную проблему краткосрочных программ МВА организаторы видят в разношерстном контингенте учащихся. Мини-МВА в большей степени привлекает тех, кто за минимальные деньги и ограниченное время хочет получить определенные навыки. Однако одного желания бывает недостаточно: зачастую эти люди не обладают базовыми знаниями для получения подобного объема информации. Курс рассчитан на опытных менеджеров, но в реальности же далеко не все слушатели имеют солидный опыт в бизнесе.

Авторы признают необходимость жесткого отбора кандидатов в слушатели, но программы пока не очень популярны, что вынуждает мини-школы брать всех, кто готов заплатить требуемую сумму.

Создатели мини-курса надеются, что в будущем главными его посетителями станут владельцы предприятий мелкого и среднего бизнеса, которые сначала придут на краткосрочные программы и лишь потом позволят себе классическое МВА.

Ложка дегтя. Большинство экспертов сходятся во мнении, что название программы – мини-МВА – не более чем маркетинговый ход. Это обучение можно назвать курсами повышения квалификации или тренингом, но не более чем предисловием к книге, которую слушатель в дальнейшем может прочитать. К курсу МВА эта программа не имеет никакого отношения.

Классическое МВА призвано сделать из слушателя профессионального управленца, качественно изменить его мировоззрение. Кроме того, традиционная программа МВА – это заверенная государственными документами образовательная ступень. После окончания обучения специалист получает диплом государственного образца. Формализованные требования к поступающим, аккредитация бизнес-школ, утвержденный диплом – все это юридические гарантии получения профессионального образования. Преподаватели предупреждают слушателей краткосрочных программ, что по окончании курса они не получат диплом государственного образца, и настаивают на том, что после этой программы слушателю нельзя присвоить квалификацию «мастера делового администрирования».

Если вы все же решили прослушать курс мини-МВА, учтите, что обучение базируется на практическом опыте обучающегося. Игра стоит свеч только в том случае, если вы имеете представление о материале, который будете изучать. Кроме того, нужно быть готовым к тому, что «суперпрофессионалом» по окончании курса вы не станете: на это элементарно не хватит времени.

Журнал «Финанс.» №6 (96) 14-20 февраля 2005 – Образование
Татьяна Матвеева

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.