Правительственная неожиданность

На этом фоне либералы правительства, замученные неприятной ролью всезнающих пессимистов, стоящих на пути удвоения ВВП, стали активно повышать свои прогнозы будущего. Пока лидирует Алексей Кудрин, который уже объявил об увеличении оценок экономического роста в 2005-2006 годах на пару десятых процента. Однако вряд ли заставит себя долго ждать со схожим заявлением и Герман Греф, который пообещал улучшить прогноз развития страны самому президенту.

Инфляционное мародерство. Впрочем, общее радостное успокоение чиновников экономическими результатами начала лета выразилось не только в переписывании долгосрочных планов. Пожалуй, самым характерным в череде правительственных инициатив стало решение Федеральной службы по тарифам о дополнительной внеплановой индексации стоимости грузовых железнодорожных перевозок с 1 августа в среднем на 4%.

Обоснование довольно простое — неожиданно низкий рост физических показателей грузооборота (оценка на 2005 год — 2,7% против плановых 4,9%), а также опережающий рост издержек компании. Для справки: по данным Росстата, за первое полугодие 2005 года общий индекс тарифов на грузовые перевозки вырос на 20,4% против 8,7% за аналогичный период прошлого года. При этом увеличение цен производителей промышленной продукции за январь- июнь составило 9,8%. Нельзя не вспомнить и о динамике цен на услуги железнодорожного транспорта для населения. Только за июнь они выросли на 7,2%, в восемь раз превысив общий темп роста индекса цен на платные услуги для конечных потребителей.

Фрагментарная власть. Понятно, что сама по себе 4-процентная индексация тарифов РЖД кардинально экономическую ситуацию в стране не ухудшит. Однако сам факт ее наличия в полной мере отражает доминирующий стиль мышления исполнительной власти. Главной его характеристикой является фрагментарность. Еще не разобравшись до конца в причинах благоприятной ценовой динамики, достигнутой, заметим, по итогам всего одного месяца, чиновники инициировали новый этап повышения административно регулируемых цен. И понять их можно. Дополнительные 9 млрд рублей в доходы государственного монополиста под руководством одного из возможных претендентов на пост президента-2008, очевидно, понятнее абстрактных показателей инфляции.

Беда лишь в том, что частных решений в итоге оказывается настолько много, что говорить об осмысленной макроэкономической политике в стране не приходится. На фоне общей риторики о необходимости удержания динамики цен под контролем правительство не только индексирует тарифы монополистов, но и повышает пенсии сразу на 9,5% с 1 августа, увеличивает до рекордного уровня экспортную пошлину, активно квотирует продовольственный импорт, обсуждает возможность резкого расширения государственных инвестиций, не забывая при этом стерилизовать инфляционное влияние избыточных доходов бюджета через стабилизационный фонд и поддерживать усилия центрального банка по максимально возможному сжатию денежной массы в экономике.

Вся надежда на рынок. В России уже сформировался достаточно большой рыночный сектор, который позволяет хотя бы частично компенсировать последствия нынешней, мягко говоря, противоречивой экономической политики. На фоне жесткой конкуренции с импортом за удержание доли рынка российские компании во все большей степени начинают использовать политику последовательного контроля роста отпускных цен. По данным Росстата, за июнь цены производителей промышленной продукции выросли всего на 0,1%. А за первые шесть месяцев увеличение индекса цен на непродовольственные товары составило всего 2,4% против 8% для потребительской инфляции в целом. Причем цены производителей пищевой продукции за этот период выросли всего на 1,9%, производителей текстиля и швейной продукции — на 1,7%.

Такая ценовая динамика в промышленности мало отличается от той, что наблюдается даже в развитых странах. Например, в Великобритании отпускные цены в июне упали на 0,2%, а их рост по итогам года ожидается в 2,4%, что значительно меньше не только динамики увеличения стоимости издержек (только за июнь цены на сырую нефть выросли здесь на 13,1%), но и уровня потребительской инфляции.

При этом в перспективе ценовая политика в отечественных отраслях, ориентированных на конечного потребителя, будет только ужесточаться. Нынешняя волна притока иностранных инвестиций (только за второй квартал, по предварительной оценке ЦБ, их суммарный объем вместе с кредитами составил $7,9 млрд) означает не только дополнительное увеличение производства. Вместе с западным капиталом в Россию уже пришла более эффективная система управления закупками, отработанные системы оптимизации затрат на продвижение продукции и жесткий контроль за уровнем цен для конечного потребителя. И если несколько лет назад на том же автомобильном рынке новостью становилось решение ВАЗа проиндексировать цены в ответ на сжатие спроса и рост затрат (как все еще продолжает делать РЖД), то теперь темой становятся новые пониженные цены на Ford и Hyundai.

Политэкономия оптимизма. В структуре индекса потребительских цен доля товаров, стоимость которых определяется преимущественно рыночными факторами, пока отстает от удельного веса товаров и услуг, цены на которые прямо или косвенно определяются государством. Однако уже в недалеком будущем ситуация начнет меняться и исполнительная власть будет вынуждена отказаться от инфляционного мародерства государственных монополий и снять ограничения на развитие рыночно-ориентированных компаний в России.

Политических причин этому несколько. Во-первых, экономические итоги первого полугодия свидетельствуют, что в условиях опережающего роста покупательной способности населения и необходимости выполнения социальных обязательств, принятых в канун выборов, одних монетарных мер для контроля инфляции недостаточно. Согласно же социологическим опросам, инфляция — один из центральных показателей оценки эффективности деятельности властей со стороны будущего электората.

Во-вторых, жесткая денежная политика напрямую противоречит задаче поддержания высоких темпов экономического роста. А это в глазах мирового сообщества — главный показатель адекватности международных политических амбиций российского президента, которому, напомним, предстоит в следующем году председательствовать в G8.

Прогнозы и оценки. Впрочем, рассчитывать на то, что все эти изменения произойдут уже летом, не приходится. С одной стороны, улучшение экономической ситуации в ответ на приток иностранного капитала дает исполнительной власти время на раскачку. С другой — определенное время должно уйти и на опровержение новых оптимистических прогнозов развития страны. Нельзя забывать и о том, что чиновники тоже люди, которые тоже любят отдыхать летом.

Поэтому пока в России будет доминировать монетарно-регулируемая административная инфляция. По предварительной оценке, прирост индекса потребительских цен в июле 2005 года составит 0,7%, агрегированного индекса инфляции — 0,9%. В августе эти показатели прогнозируются на уровне соответственно 0,4 и 1,1%.

Авторы — сотрудники Института экономики РАН

ИНФЛЯЦИЯ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ, %

Вид деятельности

2004

2005

январь-июнь

июль (оценка)

август (прогноз)

сентябрь (прогноз)

январь-сентябрь (прогноз)

Добыча полезных ископаемых

64,7

22,5

0,3

0,8

1,4

25,6

В том числе: добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

69,7

24,6

0,9

2,1

3,4

32,7

Обрабатывающие производства

21,5

5,3

0,2

1,8

2,1

9,7

В том числе: производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

11,1

1,9

0,3

0,3

0,3

2,8

текстильное и швейное производство

8,6

1,7

-0,1

-0,2

0,3

1,7

обработка древесины и производство изделий из дерева

11,0

5,0

0,3

0,7

0,4

6,5

целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность

6,4

4,0

0,6

0,5

0,8

6,0

производство нефтепродуктов

50,6

7,3

-1,5

-2,5

4,3

7,5

химическое производство

24,5

6,7

0,3

0,6

0,2

7,9

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

37,4

6,7

0,4

0,6

0,1

7,9

производство машин и оборудования

14,4

7,1

1,0

0,8

0,9

10,0

производство транспортных средств и оборудования

20,8

6,1

0,9

1,2

0,3

8,7

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

12,5

12,2

0,1

0,2

0,0

12,5

Промышленность в целом

28,8

9,8

1,1

1,0

0,9

13,1

Источники: Росстат, ИЭ РАН

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ И ПРОМЫШЛЕННОЙ ИНФЛЯЦИИ

Показатели

Доля отдельных составляющих инфляции, %

Вклад в инфляцию, процентные пункты

2004

2005

2004

2005

январь-июнь

январь-сентябрь (прогноз)

январь-июнь

январь-сентябрь (прогноз)

Прирост потребительских цен:

на продовольственные товары

46,6

44,3

44,9

5,4

3,5

4,3

на непродовольственные товары

32,3

33,6

33,1

3,8

2,7

3,1

на платные услуги населению

21,1

22,1

22,0

2,5

1,8

2,1

Всего

100,0

100,0

100,0

11,7

8,0

9,5

Прирост цен производителей:

на добычу полезных ископаемых

24,6

24,0

23,5

7,1

2,4

3,1

на обрабатывающие производства

65,1

65,6

65,9

18,7

6,4

8,6

на производство и распределение электроэнергии, газа и воды

10,3

10,4

10,6

3,0

1,0

1,4

Всего

100,0

100,0

100,0

28,8

9,8

13,1

Источники: Росстат, ИЭ РАН

Журнал «Финанс.» № 27 (117) 1-7 августа 2005 — Государство

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.