Брак по расчету. В 2000 году приобретение 20-процентной доли в Fiat Auto за $2,4 млрд казалось руководителям General Motors выгодным делом. Компании решили совместно закупать материалы и комплектующие в Европе и Латинской Америке, а также разрабатывать платформы. Обе стороны рассчитывали прилично сэкономить на издержках. Кроме того, Fiat надеялся, что стратегическое партнерство поможет ему вернуться на американский рынок. Что касается GM, то он опасался оказаться в стороне от процесса консолидации, набиравшего обороты в отрасли. Ford выстраивал свою сеть соглашений с европейскими компаниями (Jaguar, Volvo, Land Rover), Renault приобрел долю в Nissan и т. д. Видимо, союз с Fiat представлялся американскому гиганту прекрасным ответом конкурентам, раз он взял на себя обязательство приобрести остальные 80% акций итальянского концерна, если последний в период с 2005 до 2010 года захочет этого. Эта миссия, как выяснилось впоследствии, оказалась для GM невыполнимой.
Будущее Fiat вызывало беспокойство у экспертов еще до «брака с американцем». Доля компании сократилась даже на ключевом для нее итальянском рынке, а в Европе конкуренты досаждали еще больше. В конце 90-х годов инвесторы были полны ожиданий продажи Fiat Group своего главного автостроительного подразделения. Сделка с GM, предусматривающая «всего-навсего» стратегическое партнерство и сулящая лишь долгосрочные выгоды, разочаровала рынок.
В том же 2000 году лопнул «пузырь» в высокотехнологичном секторе, и от экономического роста в Америке, а затем и в крупных странах Европы не осталось и следа. Стагнация в Италии, где Fiat Group продает более трети своих автомобилей, оказалась особенно продолжительной. Экономика этой страны и сейчас растет хуже всех в еврозоне. Дополнительный удар автомобильной отрасли нанесли теракты 11 сентября 2001 года.
2001-й стал первым убыточным годом для Fiat Group за восемь лет: потери превысили 445 млн евро. Подразделение Fiat Auto накопило к тому времени долгов на 6,5 млрд евро. На него приходилось более 40% доходов Fiat Group, но убытки флагмана итальянского автостроения тянули вниз всю группу. Концерн принялся тысячами увольнять рабочих и закрывать заводы. Тогда же начались разговоры о том, что лучший выход для Fiat – использовать оговоренный с GM опцион.
Развод по-итальянски. В 2003 году Fiat Auto провел допэмиссию на сумму 3 млрд евро. GM покупать акции отказался, в результате чего его доля в капитале итальянской компании сократилась до 10%. Вдобавок Fiat без согласования с американцами продал свое финансовое подразделение. Для GM эти обстоятельства стали главным аргументом в споре со стратегическим партнером. Еще в прошлом году итальянцы напомнили, что срок для реализации опциона подходит и GM пора подумать о выполнении своих обязательств. Американская компания на это ответила, что раз Fiat сократил ее долю в своем капитале, то опционное соглашение потеряло юридическую силу. В течение нескольких месяцев стороны оставались каждая при своем мнении. Аналитики с самого начала предположили, что до выкупа Fiat дело не дойдет. $2,4 млрд, инвестированные GM в Fiat, по сути ушли «в песок». Финансы у американской компании не в столь плачевном состоянии, как у Fiat, но брать на себя 8 млрд евро его долгов они просто не могли себе позволить. Ведущие агентства угрожали GM понижением кредитного рейтинга до спекулятивного уровня, если злополучный опцион все же будет реализован. Однако сенсации не произошло. 13 февраля стороны договорились о прекращении действия опциона. GM это обошлось в 1,55 млрд евро.
Вагон работы. Судить о цене перемирия можно по-разному, но очевидно то, что развод в данной ситуации был благом для обеих сторон. Каждый получил возможность заняться своими проблемами. А у Fiat их гораздо больше. Полученные от GM деньги дают итальянскому концерну лишь небольшую передышку (примерно 1-1,5 млрд евро наличными он теряет ежегодно). Единственный способ ее правильно использовать – вернуть благосклонность потребителей.
Позиции концерна на основных рынках хуже некуда. В конце прошлого года его доля на итальянском рынке не превышала 27% (в свои «золотые годы» Fiat занимал 60%). Если в начале 90-х концерн продавал в Европе почти 2 млн автомобилей в год, уступая только Volkswagen, то в прошлом году продал примерно 1 млн. Рыночная доля «итальянца» упала с 13,8% в 1990 году до 7,6% в прошлом году. Сокращение производства привело к тому, что Fiat сейчас использует только две трети своих производственных мощностей. Увольнения и закрытие фабрик в Италии – политически чувствительная тема, тем более для одного из крупнейших в стране работодателей. В то же время помощи от итальянского правительства Fiat ждать не приходится: у всех на памяти наказания, которым недавно были подвергнуты правительства других стран ЕС за поддержку национальных производителей. Поэтому единственная надежда компании – на успех новых моделей, который позволит загрузить простаивающие цеха и нарастить доходы.
В обновлении модельного ряда Fiat нуждался уже давно. Новая компактная модель Panda, выпущенная на рынок в прошлом году, а также Lancia Ypsilon продаются хорошо, но норма прибыли в сегменте небольших автомобилей слишком низкая, чтобы поправить финансовые дела компании. 3 марта на автошоу в Женеве Fiat представит новый автомобиль Croma. От своего тезки-предшественника, производство которого было прекращено 11 лет назад, новинка позаимствовала только имя. Зато в наследство от сотрудничества с GM новой Croma достанется та же платформа, что и у Opel Signum. Однако главный козырь Fiat предъявит нынешней осенью на автосалоне во Франкфурте. Там будет представлена новая версия автомобиля Punto. «Старый» Punto в лучшие времена давал компании более 30% прибыли. Его потомок должен помочь компании вернуться к рентабельности в 2006 году. Новый Punto также сделан на платформе, используемой в новом поколении Opel (модель Corsa). Для того чтобы и в дальнейшем вести разработку новых моделей с приемлемым уровнем затрат, Fiat потребуется новый стратегический партнер. Его поисками концерн уже занят.
Руководители Fiat не впервые обещают, что еще годик-другой и дела пойдут на лад. Вскоре им предстоит убедить в этом консорциум крупнейших итальянских банков, который владеет конвертируемыми облигациями Fiat Group на сумму 3 млрд евро. Если перспективы банкиров не впечатлят, долг может быть конвертирован в акции, и тогда семья Аньелли, владеющая 30% группы, потеряет над ней контроль. Каким образом новые владельцы решат судьбу компании при таком раскладе – вопрос открытый.
Очевидно, именно понимание высочайшей ответственности момента заставило исполнительного директора Fiat Серджио Маркионне лично возглавить подразделение Fiat Auto, отправив прежнего директора Герберта Демела в отставку.
Непокоренная Россия. Неудачи преследовали Fiat Auto и в России. В прошлом году концерн продал здесь всего 282 автомобиля, из них 113 машин марки Fiat, 163 Alfa Romeo и 6 Lancia.
Не заладился у итальянцев и совместный проект с ГАЗом. В 1998 году было создано ЗАО «Нижегород моторс». Его акционерами стали Fiat Auto (40%), ГАЗ (40%) и Европейский банк реконструкции и развития (20%). Как поясняют в холдинге «Руспромавто», куда сейчас входит ГАЗ, это был «многоступенчатый проект, который предполагал производство в России в первую очередь автомобильных двигателей, возможное совместное производство каких-то автомобилей и вообще автомобильных компонентов». Однако СП так и не начало производственную деятельность: сначала помешал кризис и отставка правительства в России, а затем проблемы начались и у Fiat. ЕБРР из состава акционеров вышел в 2000 году, а в прошлом году ОАО «ГАЗ» продало свою долю в «Нижегород моторс» (к тому времени уже 26,6%) компании ООО «ЗКС», также близкой к «Руспромавто». Представители холдинга утверждают: то, что СП с Fiat было снято с баланса ГАЗа, не означает, что «Руспромавто» оно больше не интересует – дело всего лишь в реструктуризации бизнеса. Однако о перспективах дальнейшего сотрудничества с итальянцами в холдинге не сообщают ничего конкретного.
Alfa Romeo скрестят с Maserati
Недавно компания Fiat сообщила о том, что выкупит брэнд Maserati у своего подразделения по производству спортивных автомобилей Ferrari (56% акций Ferrari принадлежит Fiat). Финансовые условия сделки не раскрываются. Итальянский автоконцерн сообщил, что Maserati будет сотрудничать с Alfa Romeo в технической и коммерческой областях. Приобретение должно способствовать улучшению позиций Alfa Romeo за пределами Италии. Возможно, речь идет о выходе этой марки на американский рынок, где она пока не присутствует. Maserati же продает в Северной Америке примерно треть производимых автомобилей. В то же время вывод отягощенного высокими издержками Maserati из Ferrari возродил спекуляции на тему возможного листинга последнего. Возможность этого шага в Fiat изучали еще в 2002 году, однако тогда концерн ограничился продажей миноритарного пакета Ferrari стороннему инвестору.
Журнал «Финанс.» № 8 (98) 28 февраля – 6 марта 2005 – Автофинансы
Анна Ким
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.