23–24 июня Ассоциация менеджеров провела в Сан-Франциско форум «Россия – Америка: торговое и инвестиционное сотрудничество». Выяснилось, что мы Америке теперь нужны куда больше, чем она нам. Ну, во-первых, самое очевидное: Россия наряду с Китаем выступает крупнейшим покупателем обязательств американского правительства, парадоксальным образом финансируя военные устремления, направленные как раз на сдерживание амбиций и России, и Китая.
Во-вторых, нефтяная зависимость. Американцы кровно заинтересованы в том, чтобы Россия увеличивала поставки нефти на мировой рынок, так как это может остановить рост цен или вовсе их снизить. Бензин снова подорожал в Штатах: теперь он стоит больше $4 за галлон (26 рублей за литр). Цена ненамного выше российской, но волнения в американском обществе довольно серьезны (стр. 8). Водители даже почти перестали превышать скорость, потому что пытаются ездить в экономичном режиме. Нередки и вояжи для заправки авто в Мексику, где галлон стоит менее $3.
В-третьих, необходимость экспансии. Американцы уже столкнулись со сжатием внутреннего спроса. И спасти крупнейшие корпорации от спада продаж – пагубного для котировок акций и карьер топ-менеджеров – может только высокая активность на зарубежных рынках, особенно с такими сильными валютами, как евро или рубль. Чем меньше у них долларовые продажи, тем выше устойчивость бизнеса. «Все западные компании должны иметь серьезные планы сотрудничества с Россией», – возводит тезис до абсолюта вице-президент Cisco Systems Роберт Эйджи.
В-четвертых, приложение капиталов. Американцы не только хотят продавать свою продукцию в России, что логично, но и видят в ней потенциал для рискованных вложений. Та же Cisco собирается объявить о создании фонда, который инвестирует десятки миллионов долларов в российские венчурные проекты в области информационных технологий. Легендарная управляющая фирма Draper Fisher Juvertson (на ее «совести» вложения в Baidu, Skype, Hotmail и т. д.) в дополнение к совместному с Российской венчурной компанией и ВТБ фонду, который уже создан, возможно, организует еще один для инвестиций в российские проекты. Уже без государственных партнеров.
Наконец, русские помогают США сгладить обвал на рынке недвижимости. «Менеджеры российских энергетических компаний стали покупать огромное количество недвижимости в Штатах. Если вы зампред такой компании и до сих пор не имеете пентхауса в Нью-Йорке, то вы лузер», – полушутя говорит об этом явлении исполнительный директор Ассоциации менеджеров Сергей Литовченко.
Трудные времена заставят американцев и более внимательно относиться к привлечению туристов – ведь те везут в страну дополнительный спрос, который во время рецессии не помешает. Кстати, туристов в США уже стало гораздо больше, а вот сами янки в Европу выбираются реже. Дешевый доллар постарался.
Журнал «Финанс.» №25 (260) 30 июня – 06 июля 2008 – Частная дума
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.