Андрей Фурсенко: «Пока нельзя уходить в сторону исключительно платного образования»

— Андрей Александрович, основные постулаты реформы образования — качество и доступность. Но ведь известно: чем качественнее образование, тем оно недоступнее.

— Я с этим не согласен. Главные цели современного образования — научить человека овладевать знаниями и обеспечить его социализацию. Принципиально, чтобы ребенок был максимально вписан в общество, умел следовать общим правилам, был толерантным. Это реализуемо только в рамках доступного образования — сегодняшние образовательные технологии ориентированы прежде всего на подготовку в коллективе. Подготовить человека к жизни в «башне из слоновой кости», то есть на индивидуальных уроках, очень сложно. В этом случае вы отрываете его от среды и разрушаете важную сторону его будущей жизни. Это как с больницей: если тебя серьезно прихватило, надо ехать не в элитарную клинику, а туда, где оперируют день и ночь. В вузах о качестве образования опосредованно говорит конкурс. Но недоступность определяется не этим, а тем, что существуют неправовые процедуры, позволяющие поступить в эту высшую школу слабо подготовленным абитуриентам вместо талантливых ребят. При этом в ряде случаев сверхпрестижные вузы и факультеты не дают хорошую подготовку, а высокая оплата внебюджетных мест не гарантирует достойное качество образования.

— Как министерство борется с коррумпированностью вузов?

— Единственный, на мой взгляд, действенный способ — сделать существование вуза и каждого конкретного преподавателя зависимыми от качества подготовки студентов. Поэтому я так серьезно подхожу к вовлечению в этот процесс работодателей — им нужен результат, то есть не просто человек с дипломом, а адекватно подготовленный специалист. И именно они могут объективно оценить работу учебного заведения. А если преподаватель поймет, что от этой сторонней оценки зависит его дальнейшая карьера, он будет не снимать со студентов деньги, а заниматься их обучением.

— Что конкретно вы собираетесь делать?

— В перспективе должна быть создана система независимой вневузовской проверки подготовки выпускников, возможно, это будет аналог единого государственного экзамена для бакалавриата. А все полицейские меры работают плохо: ни тот, кто дал взятку, ни тот, кто ее получил, не заинтересован в раскрытии преступления. А нам нужно найти именно заинтересованного человека, которым как раз и является внешний заказчик — работодатель.

— Не является ли действенным способ борьбы с коррупцией — сделать высшее образование полностью платным?

— Платное образование вряд ли способно победить коррупцию, да и не таким способом это надо делать. Образование — прежде всего социальное благо. И общество не готово к такому повороту событий, и я не представляю, как его в ближайшее время можно к этому подготовить. Чтобы это стало реализуемым и правильным, должны в разы увеличиться доходы граждан. Кроме того, должна быть сформирована социально ориентированная и реально работающая система образовательных кредитов и субсидий, а также разнообразных программ поддержки. И это возможно только в случае хорошо развитой экономики, когда кредиты спокойно покрываются зарплатами. Пока весь комплекс вопросов не решен, уходить в сторону исключительно платного образования неверно и вредно. Что же касается системы образовательных кредитов, то мы одобрили концепцию создания соответствующей единой системы. Нам нужно по крайней мере три года, чтобы посмотреть, как она работает.

— Представители бизнеса главной проблемой образования называют нехватку средств и потому активно лоббируют законы об эндаументах и автономных учреждениях («Ф.» № 32). Что законы изменят?

— Они сделают расходование вузовских средств более прозрачным. Возникнет легальный и понятный способ вложения частных денег в образование, который не будет чреват для бизнеса неприятными последствиями. При этом бизнесмены смогут обеспечить контроль за расходованием средств. Эндаумент, или ресурсный капитал, — абсолютно правильный и логичный инструмент построения системы финансирования высшей школы. Она будет контролироваться не чиновником, а обществом.

— Почему закон об автономных учреждениях вызвал такой громкий скандал и был назван законом о приватизации вузов бизнесом?

— В нашей стране накоплен негативный опыт, связанный с приватизацией государственной собственности. Достаточно посчитать количество детских садов, которые были выведены из сферы образования в 90-е годы. Одновременно достаточно широко распространена практика, когда руководители государственных организаций управляют ими как своей собственностью. Это зачастую относится и к руководству научными и образовательными учреждениями. Принять в этих условиях новые правила, по которым управление организацией осуществляется не единолично, а с участием независимого общественного органа в лице наблюдательного совета сложно. Сходные проблемы возникли и при изменении законодательства о выборах ректоров. На мой взгляд, этот выбор не может быть внутренним делом вуза. Именно поэтому мы поддержали процедуру предварительной аттестации, при которой кандидаты должны предстать перед сторонней комиссией, состоящей из представителей власти и бизнеса, науки и образования, и доказать свою состоятельность.

— Очевидно, что нужно привлекать работодателей к реформированию образования. Но как победить взаимное недоверие вузов и бизнеса?

— Бизнес только сейчас начинает втягиваться в процесс и брать на себя минимальную ответственность за создание стандартов и разработку программ. Когда мы начинали работать с бизнесменами, они с энтузиазмом критиковали, утверждая: все плохо. Но как только им задавали вопрос: а что же надо делать? — они замолкали. Что касается взаимного недоверия, то как выращивается английский газон? Засеивается, а потом стрижется. Каждый день, но в течение трехсот лет. Когда два года назад на совете ректоров был поставлен вопрос о привлечении бизнеса к оценке качества образования выпускников, к формированию программ и формулированию заказа на определенных специалистов, — идея была воспринята более чем прохладно. А в начале этого года между союзом ректоров и четырьмя ведущими бизнес-объединениями было подписано соглашение о сотрудничестве. Просто на все нужно время: в этом случае, к счастью, оказалось, что времени нужно не очень много. То же самое — с изменением организационно-правовой формы вузов. Половина высших школ и готова, и хочет стать автономным учреждением. Они понимают: это и гарантия от приватизации, и гораздо большая свобода.

— Чтобы повышать качество образования, нужно разработать критерии оценки этого самого качества. Как и кто будет определять критерии?

— Это принципиально важная вещь. Нужна независимая и при этом компетентная оценка — оценка общества и работодателей. Здесь остро встает вопрос рейтингования вузов. Но существует опасность, что это будет очередной инструмент манипулирования. Нельзя забывать: и независимое рейтингование имеет оборотную сторону и ее надо учитывать. Обязательно должны существовать несколько подобных рейтингов.

— Диплом об окончании вуза можно свободно и не очень дорого купить в метро. Министерство планирует остановить эпидемию подделок?

— Вскоре будет создана база данных, куда будут занесены все выданные на территории РФ дипломы о высшем образовании. И Минобрнауки России по запросу, в частности работодателя, будет выдавать справку о том, поддельна ли или нет такая-то «корочка». Проблема будет решена. И сейчас к нам поступают подобные запросы, и мы на них отвечаем, просто мы хотим создать более быструю, действенную и эффективную систему.

— Средняя зарплата в сфере общего образовании в России — около 6 тыс. рублей. Это практически является экономическим запретом на профессию. Как можно повышать качество образования, когда в педагогике остаются неудачники и редкие идеалисты?

— 6 тыс. рублей в провинциальном городе — нормальные деньги, а в селе — очень приличные. В Москве средняя зарплата педагогов — 11-12 тыс. рублей. И не забывайте, что число вакансий в школах Москвы и Санкт-Петербурга сегодня резко сократилось. Чтобы уйти от уравниловки, нужно вводить отраслевую оплату труда, при которой возможна очень серьезная дифференциация, кто-то сможет получать и 25, и 30 тыс. рублей. Реформируя систему, придется сокращать и переквалифицировать учителей. Но нельзя же что-то менять и чтобы при этом всем стало хорошо и еще лучше.

— В прошлом году было объявлено о создании в Москве и Петербурге «двух бизнес-школ мирового уровня». И представители бизнеса в осуществление столичного проекта готовы инвестировать $100 млн. Сколько в него собирается вложить государство?

— Ни копейки. Ни инвесторы, ни мы не заинтересованы в том, чтобы на это шли государственные деньги. Бизнесменам важна поддержка. Под Москвой будет открыта экономически ориентированная бизнес-школа, главная задача которой — подготовка людей бизнеса исходя из логики частного предпринимательства. Петербургский проект принципиально иной. Можно сказать, это будет не бизнес-школа в классическом понимании, а новый факультет Санкт-Петербургского госуниверситета: здесь планируется гораздо больше внимания уделять исследованиям. Успех придет только если в обеих школах будет учитываться российский опыт — будут применяться кейсы из истории отечественного бизнеса, а наши предприниматели будут регулярно давать мастер-классы. Делать кальку с западных бизнес-школ уже не очень интересно.

i

АНДРЕЙ ФУРСЕНКО родился 17 июля 1949 года в Ленинграде. В 1971-м окончил Ленинградский госуниверситет им. Жданова, став дипломированным физиком. Но в альма-матер не остался, а ушел делать карьеру в легендарный Физико-технический институт им. Иоффе — там за двадцать лет прошел путь от стажера-исследователя до заместителя директора по научной работе. В 1990-м получил степень доктора физико-математических наук. Вскоре покинув институт, Андрей Фурсенко занял должность вице-президента Центра перспективных технологий и разработок. Через три года возглавил Региональный фонд научно-технического развития Санкт-Петербурга. В 2001-м стал заместителем министра промышленности, науки и технологий РФ, через год — первым замом. В течение нескольких месяцев с декабря 2003-го исполнял обязанности министра. В марте 2004-го был назначен на пост министра образования и науки.

Журнал «Финанс.» № 33 (170) 28 августа — 3 сентября 2006 — Экономика
Маргарита Удовиченко

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.