Рыночная пенсия с государственной пропиской

$3 млрд отпустят в декабре

Уже в нынешнем году население получит возможность доверить сохранение и приумножение своих пенсионных накоплений частным компаниям, которые «по умолчанию» считаются более расторопными и эффективными, чем государственные структуры. Правда, речь идет лишь о накопительной части трудовой пенсии и о гражданах, которым до достижения пенсионного возраста осталось более 10 лет. То есть о мужчинах в возрасте до 50 и о женщинах до 45 лет. Взносы в накопительную часть начали поступать от работающих граждан с 2002 года. В нынешнем году Пенсионный фонд РФ (ПФР) уже распределил по индивидуальным накопительным счетам граждан 34,4 млрд рублей. С каждым годом накопительная часть, которую население по своему усмотрению сможет передавать частным управляющим, будет увеличиваться. Ведь ежегодно будут расти отчисления в нее от заработной платы трудящихся. К 1 января 2004 года объем пенсионных средств должен составить 95,6 млрд рублей, или около $3 млрд. А к 2011 году эта сумма, как ожидается, возрастет на порядок.

По оценке ФКЦБ, потенциал рынка пенсионных инвестиций до 2006 года составляет около $2 млрд в год, а далее — $6-7 млрд. Как считает президент УК «Тройка-Диалог» Павел Теплухин, первый транш пенсионных ресурсов, которые поступят в адрес управляющих в декабре — начале января, будет достаточно скромным — $150-200 млн. Существенного влияния на конъюнктуру рынка эта сумма не окажет. Значительная часть ее пойдет на покупку облигаций. Однако уже со следующего года размер поступающих на рынок пенсионных ресурсов может значительно увеличиться. К 2010 году на финансирование накопительной части трудовой пенсии будет направлено около $30 млрд. При этом на российский фондовый рынок в этот период поступит от $6,2 до $24,9 млрд. Суммы приличные, поэтому Федеральная комиссия обещает не допустить на рынок слабых и недобросовестных участников. Председатель комиссии Игорь Костиков заявил, что доступ к накопительным пенсионным ресурсам будет закрыт для управляющих компаний, имеющих какие-либо взыскания со стороны регулятора.

Но это вопрос будущего. А пока пенсионными ресурсами управляют госструктуры — Центробанк и Внешэкономбанк. Последний в минувшем январе назначен государственной управляющей компанией (ГУК), которая будет управлять средствами так называемых молчунов. «Молчунами» станут все, кто в нынешнем году не сделает свой выбор в пользу той или иной управляющей компании. Их пенсионные накопления скорее всего будут инвестироваться только в самые надежные государственные ценные бумаги, которые соответственно имеют самую низкую доходность. Рисковать (в хорошем рыночном смысле этого слова) средствами «молчунов» ради достижения приличного прироста накоплений государству вряд ли будет интересно. С учетом того, что подавляющее большинство россиян не только не в курсе деталей проводимой реформы, но вряд ли даже догадывается о существовании каких-то управляющих компаний, большая часть суммы накопительной части в начале будущего года все же попадет в распоряжение госструктуры. Самые же «продвинутые» и информационно подкованные граждане уже очень скоро смогут рискнуть своими пенсионными накоплениями ради хорошей прибыли.

Конкурс состоится в любую погоду

По словам замминистра финансов Беллы Златкис, уже в середине или к концу нынешней недели будут опубликованы документы, полностью регулирующие деятельность частных управляющих на рынке пенсионных накоплений. Их максимальное число не ограничивается, а конкурсные требования, известные на сегодняшний день, позволят выйти на пенсионный рынок практически всем желающим из числа работающих управляющих компаний. Их операции с пенсионными деньгами на финансовых рынках будет полностью контролировать один единственный специализированный депозитарий. Он также будет выбран на конкурсной основе. Однако многие наблюдатели полагают, что конкурса как такового не будет — уж больно жесткие требования к претендентам утверждены правительством в последний момент. Они сформулированы в опубликованном недавно постановлении правительства № 266 от 8 мая.

В этом же документе перечислен и ряд общих требований к управляющим компаниям. Более четкие критерии отбора управляющих должны быть опубликованы на этой неделе. Как пояснил заместитель руководителя департамента управления государственным внутренним долгом Минфина России Андрей Воронцов, условия конкурса по их отбору ориентировочно будут объявлены в течение первой недели июня. Сразу же после этого правительство планирует начать сбор заявок на участие в конкурсах от депозитариев и управляющих компаний. Будут утверждены персональный состав конкурсной комиссии и формы типового договора управляющих компаний и спецдепозитария с Пенсионным фондом, а также типовая форма инвестиционной декларации для застрахованного. Окончательный список компаний, получивших доступ к ресурсам накопительной части трудовой пенсии россиян, сосредоточенных в ПФР, будет составлен ориентировочно к концу июля. К этому же времени уже должен быть известен и единственный спецдепозитарий нового рынка.

Реформа «чуть не сорвалась»

По словам Беллы Златкис, ПФР до 1 августа текущего года доведет до каждого застрахованного информацию о состоянии его лицевого пенсионного счета. Выписки со счетов по почте должны будут получить все российские женщины моложе 46 лет и мужчины моложе 51 года. Судя по всему, правительство стремится успеть к этому времени окончательно определиться со списком частных управляющих, чтобы представить его гражданам вместе с выпиской. Ведь всю подготовительную работу по включению частных компаний в процесс реформы планируется закончить до 1 октября. Соблюдение этого графика, полагает Белла Златкис, позволит передать пенсионные деньги управляющим компаниям уже в нынешнем году. Ведь иначе сорванными окажутся законодательные сроки реформы: согласно закону «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ», граждане должны получить возможность передавать право распоряжения своими пенсионными накоплениями из ПФР в частные управляющие компании до конца 2003 года.

Между тем еще совсем недавно сроки реформы находились на грани срыва. Это в первых числах апреля заявил замминистра экономического развития Михаил Дмитриев. По его информации, на тот момент из 11 правительственных документов, которые правительство должно было принять в развитие новых пенсионных законов, не был подписан ни один. Однако россиянам уже пообещали, что они смогут определиться с выбором управляющей компании уже летом нынешнего года. Но без детализации процесса правительственными постановлениями осуществить его не представляется возможным. Михаил Касьянов тогда указал своему тезке на неполное служебное соответствие, но тем не менее, как видно, распорядился активизировать работу над запуском реформы. Еще бы, на носу — выборы. И подводить президента, лично пообещавшему электорату до конца года начать поступательное движение к его — электората — сытой старости, было бы равносильно подписанию заявления об уходе.

Конкурс для двух участников

Вот и озаботилось правительство вопросом, как в условиях сжатых сроков подготовки реформы к реализации и обещание, данное народу, сдержать, и «как бы чего не вышло». Выход из сложившейся ситуации описан в том самом постановлении правительства от 8 мая в части, устанавливающей требования к спецдепозитарию. Во-первых, как уже было сказано, спецдепозитарий по обслуживанию управляющих на рынке пенсионных накоплений будет один. А во-вторых, для него установлены такие критерии отбора, что список претендентов сразу сокращается, по сути, до двух государственных банков — Сбербанка и Внешторгбанка. Согласно постановлению, спецдепозитарий должен иметь лицензию на осуществление деятельности в том числе по обслуживанию инвестиционных фондов, ПИФов и НПФов. Он не должен совмещать эту деятельность с другими, за исключением депозитарной и банковской, а также обслуживать операции с ценными бумагами, совершаемых через организатора торговли, являться клиринговой организацией, а также брокером или дилером на рынке ценных бумаг. Спецдепозитарий не должен являться аффилированным лицом ни одной из управляющих компаний, работающих на рынке пенсионных накоплений, и ее аффилированных лиц. В течение двух последних лет у него не должно было возникать финансовых проблем, чреватых процедурой банкротства, а также проблем с регулятором, которые могли бы вынудить последнего приостановить или аннулировать лицензию спецдепа. Он не должен иметь убытков за 2002 год, просроченной бюджетной задолженности в течение двух последних лет, взысканий за административные правонарушения в сфере рынка ценных бумаг и финансовых услуг. Его стаж работы на рынке в качестве специализированного депозитария должен составлять не менее двух лет. Причем если он работал в этом качестве в виде структурного подразделения организации, а в отдельное юридическое лицо был выделен даже лишь накануне конкурса, то стаж за ним сохраняется. Среднеквартальный размер активов, находящихся у спецдепозитария в обслуживании, с начала 2003 года должен составлять не менее 100 млн рублей, а размер собственных средств на дату подачи конкурсной заявки — не менее 600 млн рублей. Но самое главное — у него должна быть безотзывная банковская гарантия исполнения своих обязательств на сумму не менее 3 млрд рублей. Это плюс к тому, что профессиональная ответственность спецдепозитария по закону «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» должна быть застрахована минимум на 300 млн рублей.

Суперинсайдер правительства

По мнению Павла Теплухина, спецдепозитарий, который допустят к обслуживанию операций с пенсионными накоплениями, будет обладать огромной и очень деликатной информацией. Он будет полностью осведомлен о маршрутах огромных финансовых потоков: «Если он вдруг будет злоупотреблять этой информацией в интересах третьих лиц, то это может привести к нежелательным последствиям. Это будет опасно». Такими «третьими лицами» теоретически могут стать как госбанк, из структуры которого будет выделен спецдепозитарий, так и само правительство, являющееся собственником госбанка. Банки, принадлежащие государству, сегодня играют далеко не последнюю роль в реализации долговой политики правительства. Они являются основными держателями федеральных облигаций ОФЗ, а ВЭБ к тому же — официальным агентом правительства на рынке внешнего долга. Активно оперируя на рынке долговых обязательств правительства, они не только решают его долговые задачи, но и участвуют тем самым в осуществлении оперативной монетарной политики.

Цели этой политики могут быть разными — регулирование объема денежной ликвидности на рынке, валютного курса, доходности долговых инструментов. Одновременно структура одного из этих госбанков, которая станет единственным опекуном практически всех пенсионных потоков, будет преследовать совсем другие цели. А именно — контроль за повышением благосостояния пенсионеров и соответствием процесса законодательным нормам и правительственным документам. Эта структура, как ожидается, будет полностью подконтрольна правительству, оперативные задачи которого на денежном рынке могут не совпадать с задачами обеспечения сытой старости россиян. Более того, согласно постановлению от 8 мая, спецдепозитарий нового пенсионного рынка может совмещать свою деятельность с банковской. То есть по необходимости ЦБ или правительство может попросить его выдать кому-нибудь гигантский кредит или взять на себя другие банковские риски в целях оперативного решения, например, бюджетных проблем. Прецеденты есть.

Так, например, в декабре 2001 года Внешторгбанк по заданию правительства помог «Газпрому» рассчитаться с бюджетом по налогам. Центробанк разместил на депозите во Внешторгбанке $700 млн и практически сразу купил их у него, предварительно напечатав 15 млрд рублей. На эти деньги ВТБ прокредитовал «Газпром», которому срочно нужно было заплатить налоги, и тем самым значительно превысил допустимый лимит на одного заемщика. То есть сознательно взял на себя повышенный риск. Именно этот банк сегодня называется наблюдателями одним из наиболее вероятных участников нового пенсионного рынка. А точнее — его спецдепозитарий, который скорее всего будет скоро выделен в отдельную структуру.

Характеристика госбанка стала постановлением

Генеральный директор Объединенной депозитарной компании (ОДК) Александр Бескровный практически не сомневается, что единственным спецдепозитарием на рынке будет либо Внешторгбанк, либо Сбербанк. «Постановление построено с расчетом на госбанки. Об этом косвенно говорит пункт постановления, позволяющий зачитывать стаж работы спецдепозитария в структуре банка», — считает глава ОДК. По количеству клиентов и опыту работы до сих пор ни один из госбанковских спецдепозитариев достойного места на рынке не занимал. И правительство в постановлении учло этот факт, посчитав достаточным иметь им лишь трех клиентов. Кроме того, собственного капитала в размере 600 млн рублей нет ни у одного небанковского спецдепозитария. По мнению эксперта, жесткость критериев отбора спецдепозитария продиктована стремлением правительства оставить учет и контроль за государственной структурой: «Требования ужесточились в последний момент очень резко, потому что, видимо, в правительстве свой выбор в отношении этой структуры сделали. Под нее и сформулировали требования постановления». Хотя Александр Бескровный в этом ничего страшного не видит. А пункт в постановлении правительства, допускающий наличие у спецдепозитария банковской лицензии, считает техническим упущением составителей текста, которое скорее всего будет исправлено. Является ли это действительно опечаткой, покажет время.

Начальник отдела правового и налогового мониторинга УК «НИКойл» Наталья Плугарь полагает, что Сбербанк и Внешторгбанк никогда не откажутся от брокерской и дилерской деятельности, как того требуют условия конкурса. Поэтому никаких банковских рисков в выделенном спецдепозитарии не будет, пока у него не будет банковской лицензии. При этом он не будет рисковать своим капиталом по обязательствам банка-учредителя: «Поэтому я не думаю, что в этом есть большие проблемы». Спецдепозитарий не управляет средствами, он их только хранит. Поэтому прямого конфликта здесь нет. Хотя правительство теоретически допускает, что спецдепозитарию может быть выдана банковская лицензия. «Но я не думаю, что сегодня есть необходимость это делать», — полагает Наталья Плугарь. Однако, если вдруг у правительства возникнут какие-то финансовые проблемы, такая необходимость может появиться.

Управляющих будет много

Критерии допуска управляющих компаний на рынок пенсионных накоплений, как уже говорилось, в деталях должны быть сформулированы уже на этой неделе. Однако некоторые из них уже озвучены правительством. В частности, в том же постановлении от 8 мая сказано, что претендент на победу в конкурсе должен отвечать ряду критериев, аналогичных критериям для спецдепозитариев в части аффилированности, стажа, отсутствия взысканий и финансовых проблем. Дополнительное условие допуска озвучила на днях Белла Златкис: средняя величина активов в управлении компании с начала 2003 года не должна быть меньше 40 млн рублей. По мнению Павла Теплухина, это «очень мало». И если дополнительных жестких критериев правительство не примет, на рынок пенсионных накоплений выйдет большое количество частных управляющих компаний. По оценке руководителя клиентского отдела управляющей компании «Паллада Эссет Менеджмент» Натальи Дробященко, сегодня критериям соответствует около 20 УК. Наталья Плугарь полагает, что их будет минимум 25.

Однако не исключено, что со временем на рынке останутся лишь единицы. По мнению Павла Теплухина, экономически эффективно можно управлять лишь значительными финансовыми ресурсами. «Если же управляющий сможет привлечь пенсионные накопления лишь тысяч или даже десятков тысяч граждан, то ему придется брать максимально допустимую законом плату за свои услуги. При этом он поставит себя в проигрышное положение по отношению к компаниям, которым удастся собрать значительные суммы. Ведь они смогут эффективно управлять пенсионными накоплениями и при более низких относительных издержках», — считает Павел Теплухин. По его мнению, в течение одного-двух лет управляющих на рынке пенсионных накоплений останется максимум пять. Ведь за счет более высоких относительных издержек и невозможности формировать оптимальные инвестиционные стратегии мелкие компании будут показывать сравнительно скромную доходность.

Страхуй туда, не знаю куда

Еще одно требование к управляющим, которое содержится в законе «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ», вызвало неоднозначную реакцию на рынке. По закону УК должна застраховать риск своей профессиональной ответственности на сумму, равную 5% средств, переданных в управление. Если сумма этих средств превышает 6 млрд рублей, то страховая сумма должна составить, как и для спецдепозитария, не менее 300 млн рублей. Возник вопрос, каким должен быть страховой тариф? Ответа на него не было дано до начала мая. И лишь в текущем месяце Минфин направил в правительство проект постановления «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию ответственности спецдепозитария и управляющих компаний». Согласно документу, управляющему и спецдепозитарию придется выложить по 1% от страховой суммы. В случае если речь идет о 300 млн рублей, стоимость страховки составит 3 млн рублей. Между тем тариф этот был практически взят с потолка — история страхования таких рисков в России ограничивается отдельными эпизодами.

Наталья Дробященко, представляющая компанию, уже имеющую страховку, полагает, что риски управляющих страховать необходимо: «Это культура ведения бизнеса, и существование такого требования — определенный показатель уровня развития рынка. Компания должна иметь ресурсы для покрытия возможных убытков, возникающих по вине персонала компании, компьютерных сбоев, мошенничества и т. п. Хорошее страхование — самый надежный и самый дешевый (как для компании, так и для клиентов компании) источник покрытия убытков таких рисков». Однако так считают далеко не все участники рынка. Например, по мнению Павла Теплухина, подобный страховой продукт в России не отработан. Кроме того, все управляющие компании находятся сегодня под ежедневным контролем спецдепозитария, который имеет право второй подписи под каждым финансовым документом, выходящим из управляющей компании. К тому же у каждой УК есть свой внутренний контроль за всеми операциями, соответствующий довольно жестким требованиям ФКЦБ. По критериям, разработанным правительством, спецдепозитарий, который будет работать на рынке пенсионных накоплений, будет очень крупным институтом с высоким гарантийным обеспечением. А спецдепозитарий и управляющий несут субсидиарную ответственность по сделкам. «Это и есть страховка, понятная для всех участников рынка. Поэтому в целом я очень скептически отношусь к необходимости наличия такого рода страховки», — заключает глава УК «Тройка-Диалог». Видимо, вняв претензиям большей части участников рынка, Минфин согласился с их позицией. Как заявила на прошлой неделе Белла Златкис, страхование профессиональной ответственности управляющих будет одним из условий конкурса, «но тем не менее соответствующая служба Минфина — бывший Росстрахнадзор — обратилась в правительство с просьбой внести изменения в закон на текущий год и заменить обязательное страхование на добровольное». Между тем эти поправки вряд ли облегчат жизнь участникам конкурса. Во-первых, по мнению Натальи Плугарь, расходы на добровольное страхование компании смогут оплатить скорее всего только за счет собственной прибыли. А во-вторых, непонятно, сколько будут брать за свои услуги страховые компании в отсутствие утвержденных тарифов.

Кроме того, страхования рисков скорее всего потребуют условия конкурса, разработанные уже вне рамок закона. «О том, какие суммы поступят к нам в управление, мы до конкурса знать не можем. Поэтому непонятно, что страховать до подачи заявки», — отмечает Наталья Плугарь. Неясностей и сомнений в отношении качества подготовки пенсионной реформы остается много. Чего стоит одно лишь недавнее заявление председателя ПФР Михаила Зурабова о том, что на решение только технологических проблем ее реализации нужен минимум год. Тем не менее выборы депутатов и президента не отменить и сроки их не передвинуть. А свои обещания президент и народные избранники, давно утвердившие временные рамки реформы, обязаны сдержать. Поэтому зарабатывать на сытую старость, судя по всему, действительно можно будет начинать уже с нынешнего года. Тем, кто готов рискнуть ради хорошей прибыли, такая возможность будет предоставлена.

Журнал «Финанс.» № 13 (26 мая — 01 июня 2003) — Главное
Владимир ФРОЛОВ

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.