Бюджетный дефицит США бьет рекорды

В течение последних недель в США не утихали споры о проекте бюджета на 2003 финансовый год, предложенном президентом Джорджем Бушем. В проекте заложен дефицит бюджета в размере $304 млрд, или примерно 2,86% ВВП. Более того, в 2004 финансовом году, который начнется уже в октябре нынешнего календарного, дефицит достигнет $307 млрд. До этого рекордный бюджетный дефицит в США был зафиксирован в 1992 году и составил $290 млрд.

Как и ожидалось, проект предусматривает дальнейшее снижение налогов. В рамках проекта предлагается отменить налоги на дивиденды по акциям, в результате чего американский бюджет недополучит в общей сложности $695 млрд. Напомним, что в принятый в 2001 году десятилетний план снижения налогов уже заложено снижение на общую сумму в $1,35 трлн. Американские власти рассчитывают, что сокращение налогов даст экономике столь необходимый сейчас стимул для выхода из затянувшейся рецессии. В перспективе это должно привести к росту бюджетных доходов и оздоровить государственные финансы.

Оппоненты Буша не устают заявлять, что план сокращения налогов принесет выгоду только наиболее состоятельным гражданам, фискальная же нагрузка на доходы рядовых американцев усилится. Неудивительно, что, согласно последним опросам общественного мнения, 48% американцев не одобряют экономическую политику, проводимую президентом, и лишь 43% ее поддерживают.

В недавнем отчете Министерства финансов США за четыре месяца текущего финансового года зафиксировано снижение поступлений в бюджет на 8,1%. Треть текущего финансового года позади, и дефицит бюджета за этот период составил $97,61 млрд. Иными словами, «план» по годовому бюджетному дефициту выполнен также на треть при том, что война в Ираке еще и не начиналась. А значит, главные расходы бюджета еще впереди.

Многие аналитики не верят, что прогноз бюджетного дефицита сбудется. Так, согласно расчетам президентской администрации, военная операция в Ираке длительностью до двух месяцев с участием 250 тыс. военных обойдется США в $95 млрд. Однако в реальности война может оказаться не столь локальной и победоносной, как ожидается, а каждый дополнительный день войны будет стоить $0,5 млрд. Есть и другие опасения. Эксперты ООН, например, считают, что Ирак не сможет оплатить стоимость восстановления экономики за счет поставок нефти, на что рассчитывают в Белом доме. Нефтяная промышленность страны в течение последних лет получала очень мало инвестиций, и чтобы сделать ее конкурентоспособной, необходимы значительные средства. Не меньшей головной болью может стать содержание миротворческого контингента после окончания войны: расходы могут превысить $100 млрд. Учитывая то, что ни одно государство, кроме США, не сможет выделить значительных сумм на восстановление Ирака, основная часть расходов ляжет на американский бюджет.

Определенные риски несет в себе и доходная часть бюджета. Эффект от снижения налогового бремени может оказаться не таким большим, как ожидает американское правительство. В этом случае проблема бюджетного дефицита затянется на долгие годы, что неизбежно приведет к росту процентных ставок. В этом случае последствия для экономики США и всего остального мира будут непредсказуемы.

Планами Джорджа Буша недовольны и в Старом Свете. Там опасаются сокращения американцами налогов на фоне огромного дефицита текущего платежного баланса: во втором квартале прошлого года он достиг рекордной отметки в $130 млрд, а в третьем снизился лишь незначительно. В Европе вспоминают печальный опыт 80-х годов, когда правительство США, имея одновременно дефициты бюджета и текущего платежного баланса, активно занимало деньги на международных рынках капитала. Это вызвало рост долгосрочных процентных ставок в мире и замедлило экономический рост во многих странах. Европейские политики и экономисты опасаются, что и на этот раз американцы намерены преодолеть кризис за счет подрыва мировой экономики.

Журнал «Финанс.» № 2 (2) ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ — Рынки
Анна Ким

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.