Точка перелома? № 33 (74) 6-12 сентября 2004. Олег Анисимов.

Шок, который пережила Россия за последние две недели, вполне сравним с чувствами американцев после 11 сентября 2001 года. Разница небольшая: в США была проведена одна хорошо подготовленная атака c несколькими тысячами жертв, а в России убивали самыми разными способами, показав, что спокойно чувствовать себя нельзя ни взрослым в самолете, ни детям в школе.

Этот шок должен изменить жизнь в России. После 11 сентября в США не было ни одного теракта. Поэтому опыт американцев достоин скорейшего применения. Если брать за пример США, надо перестать мириться с существованием на территории Чечни главарей боевиков — Басаева и Масхадова. Эта мысль была достаточно очевидной уже давно, но по каким-то причинам высшие государственные чиновники предпочитали делать вид, что положение в Чечне стабилизировалось.

Басаев, правда, сделал заявление вполне в духе правозащитника о том, что захват школы «бесчеловечный поступок, которому нет оправдания». Однако его люди взрывали дома в Москве, где тоже были дети. Более того, логика и появившаяся информация подсказывают, что и в бесланских событиях он тоже замешан. Поэтому заявление говорит только об одном: террорист испугался запоздалой мести. Значит, Басаев считает, что поймать его все же можно. А раз так, считает сам террорист, то почему бы не сделать это? Брать боевиков в кольцо, разумеется, должны не призывники, а хорошо подготовленные контрактники и за большие деньги.

Во-вторых, все самое современное электронное оборудование, применяемое в США, должно быть установлено в местах массового скопления людей и в России. Благодаря огромным ценам на нефть (см. стр. 45) бюджет эти расходы спокойно проглотит. Неплохо бы провести и содержательный аудит постоянно растущих расходов бюджета на безопасность (см. стр. 29), например на некоторые федеральные целевые программы. Вопрос простой: действительно ли эти расходы повышают безопасность и насколько эффективно? Можно, например, проверить, какая часть денег, затраченных на такую интересную программу, как «Электронная Россия», направлена на безопасность граждан. Боимся, что очень небольшая.

В-третьих, для борьбы с терроризмом надо закончить коррупцию на низовом уровне. За небольшую взятку в России можно делать все что угодно. В Домодедово билетный спекулянт, незаконно продавший чеченкам-камикадзе билеты на самолеты 24 августа, наверняка платил за «крышевание» неким людям, неважно — милиционерам или нет. Точно так же можно нелегально сесть в любой поезд, заплатив проводнику сумму, примерно равную стоимости билета. Пассажиров поездов никто не проверяет даже металлоискателями. Милиция на вокзалах больше занята мелкими приработками и борьбой с бомжами.

Комплекс мероприятий можно продолжать, разработка его не требует больших интеллектуальных усилий. Более того, многие из этих антитеррористических мероприятий уже должны действовать. Например, особый контроль над приезжающими в Москву из Чечни, включая слежку. Но раз камикадзе взрывают себя, меры, получается, не действуют.

После взрыва на «Рижской» появились сообщения о том, что в московских больницах нет донорской крови. Как может не быть запасов крови в городе, являющемся постоянной мишенью атак террористов? Не хватало донорской крови и врачей и после штурма в Беслане. После таких откровений надо немедленно увольнять министра здравоохранения. Ведь что может быть проще: если крови нет, значит, платить за нее надо в пять раз больше. Этот простой закон экономики чиновникам недоступен, из-за чего погибнут люди, которых можно было спасти.

Проблема в том, что госслужбу воспринимают как карьерную ступень, доходное место или просто приятный статус, но не как должность, на которой нужно добиваться решения конкретных задач. Административная реформа должна была повысить ответственность чиновников. Но пока не повысила. Напротив, уже полгода в кабинетах неразбериха, а все реформы заморожены.

Если и последние трагедии не изменят отношение государства к своим обязанностям, значит, все совсем плохо.

Журнал «Финанс.» № 33 (74) 6-12 сентября 2004 —

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.