Иностранцы наступают на средний класс

Одной из заметных новостей прошлой недели было соглашение автоконцерна Renalt и правительства Москвы. В соответствии с ним французы вложат $250 млн в производство новой модели X90 на заводе «Автофрамос», где сейчас собирают Renalt Symbol. Как заявил президент Renalt Луи Швейцер, новая модель будет адаптирована к российским условиям и рассчитана на покупателей среднего класса. По предварительным оценкам, ее можно будет купить с середины 2005 года по цене до $10 тыс. Первоначальная мощность производственной линии составит 60 тыс. автомобилей в год, а конечная — 120 тыс. в год. Руководство Renalt надеется, что вложения окупятся уже к 2007 году. Проект получил одобрение со стороны премьер-министра Михаила Касьянова и помощь правительства Москвы в виде льгот по арендным платежам за землю и помещения, бесплатного создания инфраструктуры и содействия в проведении рекламной кампании.

Немного раньше шведская компания IKEA — производитель любимой мебели современных «яппи» — объявила о своем намерении открыть в России еще 12 магазинов, из них три в регионах России: в Ленинградской области, Новосибирске и Екатеринбурге. О серьезности намерений IKEA свидетельствует расширение контактов фирмы с российскими деревообрабатывающими, мебельными и текстильным предприятиями, производителями изделий из металла, стекла и пластмассы. В ближайших планах шведов значится и расширение присутствия на российском лесопромышленном рынке.

Новые проекты иностранных игроков принесут очевидную пользу потребителям и в то же время обеспокоят местных производителей. Российские мебельщики, как и автопром, и еще многие отечественные производители, в результате девальвации рубля в конце 90-х получили прекрасные возможности на внутреннем рынке. Но немногим удалось использовать этот шанс для создания продукции, достойной внимания небедных покупателей. Теперь же, когда эффект девальвации остался в прошлом, а среднего класса становится все больше, российские производители вновь сталкиваются с сильными иностранными конкурентами. Последние тем временем добиваются расположения местных властей и при помощи этой дружбы и иностранных инвестиций обходят протекционистские меры государства.

На российские рынки рвутся и компании с гораздо более агрессивными планами. Так, крупнейший немецкий туроператор TI присматривается к трем компаниям — «Инна-Тур», «Туральянс» и «Нева», планируя приобрести 25% акций одной из них. TI контролирует более 80% европейского рынка туристических услуг, причем работает на всех излюбленных россиянами курортах — в Египте, Турции, Италии и Испании. Став акционером российского туроператора, TI сможет предлагать россиянам путевки по ценам, которые большинство отечественных фирм дает только на «горящие» туры. К тому же немецкая компания владеет и управляет отелями, имеет собственных авиаперевозчиков и обеспечивает уровень сервиса, недосягаемый для российских фирм. Все это позволит TI легко обойти конкурентов. Как это уже произошло в ряде стран Восточной Европы, TI, видимо, будет несколько лет работать на грани рентабельности и, когда большинство местных компаний проиграют конкурентную борьбу, сделает их своими партнерами или вытеснит из массового туризма.

С другой стороны, иностранные инвесторы становятся первопроходцами и в рыночных нишах. Свежий пример — масштабный проект строительства отелей эконом-класса. Американская компания Delta Capital Management, Rezidor SAS (владеет брэндом Radisson SAS) и два европейских инвестфонда — Swedfnd и Investment Fnd for Central and Eastern Erope — вложат $32 млн в создание сети трехзвездочных отелей Contry Inn. В течение первых трех лет в Москве и Санкт-Петербурге будет построено 7-8 гостиниц, а через десять лет их будет уже около 50 стоимостью $5-12 млн каждый. Цены на номера составят $90 в сутки для Москвы и $70 в сутки для других городов России. По мнению экспертов, спрос именно на такие отели сейчас наиболее велик. Это заметили не только иностранцы: вслед за ними о проекте строительства сети недорогих отелей заявил и инвестбанк группы «МЕНАТЕП» — АКБ «Доверительный и инвестиционный банк».

Журнал «Финанс.» № 1 (3-9 марта 2003) — Бизнес
Анна Ким

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.