Как банки ходят в гости

Диверсификация бизнеса, возможность обслуживать российских клиентов, работающих за границей, да и просто повышение авторитета на рынке – все это причины, по которым российские кредитные организации задумываются об открытии своих подразделений в иностранных государствах. Как отмечает вице-президент ВТБ Алина Бисембаева, «дочки» российских финучреждений могут составить конкуренцию местным игрокам, обслуживая клиентов-иностранцев. «В ближайшие годы российские?кредитные?организации еще активнее начнут осваивать рынки других стран», – уверяет эксперт.

Однако речь пока идет главным образом об экспансии в ближнее зарубежье. Туда банки зачастую направляются по тем же причинам, что и в российские регионы – развивать розницу. «Российские кредитные организации опытнее, обладают более широким ассортиментом финансовых инструментов, чем финучреждения СНГ, – отмечает начальник управления иностранных дочерних банков Банка Москвы (БМ) Владимир Миссаржевский. – Это, безусловно, является одним из конкурентных преимуществ наших “дочек”».

Заброшенные «дети». Выходить на западный рынок российские банки не спешат – конкурировать с мастодонтами вроде Сitibank и HSBC, масштабы которых в разы превосходят всю банковскую систему России, великого смысла не имеет. Вместе с тем некоторые российские банки на Западе представлены. Как отмечает заместитель управляющего кипрским филиалом Промсвязьбанка Дмитрий Кизенков, во многом это вопрос имиджа, а не получения дохода.

У Альфа-банка, скажем, есть «дочка» в Нидерландах, у Газпромбанка – в Ливане, у Росбанка – в Швейцарии, у БМ – в Латвии и Эстонии, у Конверсбанка –в Латвии, Литве и Великобритании. Во Франции, Англии, Германии, Австрии и Африке работает крупнейшая дочерняя загрансеть под брэндом VTB. До конца года ВТБ планирует открыть «дочки» в Индии и Китае. Большая часть иностранных банков, входящих в группу ВТБ, досталась кредитной организации в 2004 году, когда Национальный банковский совет принял решение о выходе Банка России из капитала ряда росзагранбанков и передаче этих долей ВТБ по балансовой стоимости.

Росзагранбанки (раннее – соцзагранбанки) были открыты еще при советской власти в европейских экономических центрах. Через эти финучреждения проходили экспортно-импортные сделки. После распада Союза банки по-прежнему обслуживали внешнеэкономические операции российских клиентов, с местными игроками не конкурировали. После кризиса 1998 года росзагранбанки почти перестали получать поддержку из России.

Как уверяют в ВТБ, имидж – далеко не единственная причина, по которой банк «держит» заграничные активы. «На западноевропейские дочерние структуры у нас возложены важные стратегические задачи, – говорит старший вице-президент ВТБ Николай Кузнецов, отвечающий за развитие бизнеса в дальнем зарубежье. – Например, обеспечение присутствия группы на международных рынках, повышение ее конкурентоспособности, а также привлечение ресурсов для корпоративного развития и финансирования клиентов». По словам банкира, ВТБ планирует укреплять бизнес в Западной Европе. Доля российского госбанка на иностранных рынках должна расти за счет реализации сделок проектного и структурированного финансирования, оказания консультационных услуг, организации IPO российских компаний.

«Эти «дочки» могут быть интересны крупным российским предприятиям, которые выходят на мировые рынки, привлекают за рубежом капитал, поэтому из банков VTB сейчас делают правильный конкурентный продукт, – комментирует Дмитрий Кизенков. – Учитывая возможности группы, я думаю, им это по силам».

Промсвязьбанк работает на Кипре уже более 5 лет. В начале 2000-х это государство еще не входило в ЕС, и российскому банку удалось открыть там филиал. Для развития бизнеса время было благоприятное, вспоминает Дмитрий Кизенков, тем более что в связи с банкротством на Кипре прекратил свою деятельность Инкомбанк. «Промсвязь» вместе с Русским коммерческим банком («дочка» ВТБ) оказались единственными российскими кредиторами на «освободившейся» территории. Но с годами ситуация несколько изменилась. «Когда мы выходили на Кипр, он не был членом Евросоюза, теперь же открыть там филиал или купить местный банк почти невозможно», – говорит Дмитрий Кизенков. Эксперт отмечает, что конкуренция со стороны местных финучреждений и банковских структур других стран за последние годы возросла довольно ощутимо.

Скоро сказка сказывается… Чтобы оформить за рубежом «дочку», «маме» требуется получить разрешение не только местного органа банковского надзора, но и Банка России, который требует экономического обоснования этого решения и письменного согласия на проверку деятельности дочерней структуры.

В части законодательства западный рынок в целом довольно лоялен. Больше всего надзорные органы Евросоюза волнует чистота «материнского» капитала. Рынки стран бывшего СНГ проще в этом отношении, но бюрократичность процесса оформления «дочки» порой оставляет российских банкиров в печальном недоумении. «На Украине, например, чтобы использовать в названии дочерних банков слово «Украина», нужно собрать массу дополнительных документов, а потом получить традиционный отказ, – делится Владимир Миссаржевский. – Поэтому свою структуру мы не смогли назвать «Банк Москвы – Украина». Получилось просто – БМ-банк».

Основной собственник Урса-банка Игорь Ким недавно открыл в Казахстане собственный банк. При этом процедура подачи документов и получения лицензии заняла около полутора лет. Дело, в частности, усложнило то обстоятельство, что в республике менялась структура банковского регулятора: из местного ЦБ было выделено Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций. Согласно отчету этой организации, по состоянию на 1 октября 2007 года бизнес российских «дочек» в Казахстане идет не слишком хорошо: два работающих в стране банка с российским капиталом – «дочки» Альфа-банка и Сбербанка – плетутся в «хвосте» списка «кредитных организаций второго уровня».

Вопрос престижа. «Есть разные варианты учреждения дочерней структуры: покупка контрольного пакета уже существующего банка или создание новой организации – самостоятельно, либо с участием местного партнера», – отмечает Алина Бисембаева. «Сейчас мы открываем «дочку» в Сербии, – рассказывает Владимир Миссаржевский из БМ. – Там мы решили создать банк с нуля. Купить банк в этой стране не проблема, вот только рынок показывает такие мультипликаторы по ценам, что мы сочли неразумным платить за финучреждение в 5 раз больше его реальной стоимости».

Нередко российские банки не решаются на покупку еще и потому, что выставленные на продажу активы не слишком прозрачны. Не каждая «мама» захочет после приобретения контрольного пакета обнаружить забалансовые обязательства, которые потом негативно скажутся на деятельности «дочки». Такая ситуация, безусловно, больше характерна для развивающихся рынков.

Стратегию покупки уже существующих банков с развитой инфраструктурой и постоянными клиентами активно использует ВТБ. В таком случае новый акционер сразу чувствует себя на рынке уверенно: приобретенный банк уже имеет определенный вес.

Однако в любом случае, отмечают участники рынка, стоит десять раз все взвесить, прежде чем создавать «дочку» за рубежом. В случае неудачи, конечно, закрыть ее не так сложно. Но, во-первых, будет жаль потраченного времени и средств. А во-вторых, банкиры негласно считают это плохим тоном. «Я не слышал, чтобы в послекризисный период какой-нибудь российский банк закрывал дочерние структуры в других странах, – признается Дмитрий Кизенков из Промсвязьбанка. – Даже если «дочка» не приносит «матери» ощутимого дохода, то на имидж кредитной организации все равно работает. Банк обязательно будет оказывать поддержку своему зарубежному подразделению».

Банк с акцентом. В большинстве случаев российские кредитные организации присутствуют на зарубежных рынках как универсальные, но делают акцент на продукты, которые особенно интересны потребителям в регионе. Скажем, «дочки» БМ в странах Балтии ориентированы на private-банкинг, поскольку практика работы в Латвии и Эстонии показала, что данное направление является наиболее перспективным на этих рынках.

Промсвязьбанк на Кипре делает акцент на корпоративных клиентах: занимается расчетным обслуживанием, кредитованием, а также привлечением депозитов компаний. «Вне зависимости от страны присутствия продуктовая линейка материнского банка в целом сохраняется, но, как правило, адаптируется к потребностям рынка», – отмечает Алина Бисембаева из ВТБ.

В странах дальнего зарубежья российские «дочки» обычно делают упор на обслуживание клиентов-соотечественников, ведущих международный бизнес, а также их партнеров. Если деятельность иностранного клиента связана с нашей страной, отмечает Владимир Миссаржевский, обслуживаться в структуре российской кредитной организации эффективнее: банк знает все тонкости и проблемы, которые могут возникнуть, и может решить все вопросы быстрее, чем местные финучреждения. «В этом основное конкурентное преимущество “дочек”», – говорит эксперт.

Вместе с тем дочерняя структура – верный помощник «матери» в привлечении дешевых ресурсов. «Но расценивать «дочку» только как инструмент привлечения фондирования в любом случае неправильно, – считает Дмитрий Кизенков. – Это еще как минимум возможность быть в курсе всех бизнес-идей, которые затем можно применить на российском рынке. Возможность почувствовать и зарекомендовать себя внутри мировой банковской «тусовки». Долларом или евро такой опыт измерить невозможно».

ПРАКТИКА: Камни в сети

Требования заграничных надзорных органов к российским банкам порой доходят до абсурда.

Так, регистрируя «дочку» крупной российской кредитной организации, Нацбанк Украины запросил у «матери» информацию обо всех ее акционерах. Все бы ничего, да только бумаги материнской структуры вот уже несколько лет свободно вращаются на бирже. Представители кредитной организации попытались тактично объяснить украинской стороне, что собрать информацию обо всех владельцах акций, мягко говоря, затруднительно. «Тогда местный регулятор попросил представить отчет обо всех акционерах за определенный период, от чего мы снова тактично отказались, – рассказывает сотрудник материнского банка. – Представляете, сколько времени заняла бы обработка такого запроса?» Урегулировать вопрос стоило больших усилий, времени на споры ушло немало. В итоге, правда, российским банкирам удалось убедить представителей Нацбанка в том, что их требования слишком суровы.

ОПЫТ: Зарубежный перевес

Бизнес Владимира и Александра Антоновых – единственный пример, когда зарубежные банковские активы собственников значительно превосходят по размеру российские.

В «Конверс Груп», контролируемую Антоновым-младшим, сегодня входят два прибалтийских банка – литовский Snoras и латвийский Latvijas Krajbanka. Кроме того, в прошлом году был приобретен британский банк Pointon York, который теперь именуется Conversbank. Прежде ни одной восточноевропейской кредитной организации не удавалось получить разрешение у регулятора финансового рынка Великобритании на приобретение банка в Соединенном Королевстве, радовались тогда представители Конверсбанка и добавляли: «Количество документов, которые необходимо представить регулятору, измеряется килограммами». В частности, пришлось предоставить данные о том, где за последние 15 лет проживали руководители всех мало-мальски значимых подразделений группы. «Теперь мы можем развиваться в любых странах ЕС. В частности, Snoras открывает сейчас филиалы в Великобритании, Бельгии, Чехии, на Кипре», – рассказывал недавно «Ф.» Владимир Антонов. К концу года у акционеров должен появиться окончательный план международной экспансии, создать который помогают иностранные консультанты. Но уже сегодня на зарубежный бизнес приходится около 70% всех банковских активов «Конверс Груп», которые акционеры оценивают в $5 млрд. Для сравнения: у Банка Москвы этот показатель составляет лишь 5%.

Журнал «Финанс.» №39 (225) 15 октября — 21 октября 2007 — Банки
Татьяна Калинникова

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.