ГОСКАПИТАЛИЗМ: Бюджет в рулоне

Исполнение бюджета в России традиционно неравномерно. Сверхплановые доходы (в 2006 году – 106,3 млрд рублей) сопровождаются недофинансированием расходов (на 168 млрд рублей). Неиспользуемые же остатки бюджета выросли в 1,8 раза – до 3,1 трлн рублей (73,6% годовых расходов!)

Отчет Минфина о расходах бюджетополучателей свидетельствует о еще большем раздрае. Из 114 госструктур кассовое исполнение бюджетных росписей по расходам составило 100% лишь у семи, а 12 потратили больше, чем полагалось, в том числе МИД – на 23%.

Семь бюджетополучателей сорвали план по расходам серьезно – от 5 до 15%, а еще десять вряд ли могли выполнять свои функции полностью. Так, Минсельхоз потратил на 17,8% средств меньше, чем предусматривали бюджетные росписи, Минздравсоцразвития – на 18,3%, Федеральное агентство по строительству и ЖКХ – на 20,8%, Федеральная служба по финансовым рынкам – на 23,9%, Минкультуры – на 27,1%. Расходы остальных вообще вряд ли позволяли им работать или же заставляли использовать непрозрачные источники.

Так, уполномоченный по правам человека потратил на 36,7% меньше средств, чем предусмотрено бюджетными росписями, Федеральная миграционная служба – на 38,2%, Федеральное агентство связи – на 58,4%, Мининформсвязи – на 76,5%, Минэкономразвития – на 81,9%. То, что такое влиятельное ведомство, как МЭРТ, использовало менее одной пятой положенных ему средств (15,6 млрд из 86,2 млрд рублей), похоже на признак нежелания или неспособности выполнять свои обязанности по развитию России.

Если такой правовой нигилизм считается нормальным, то закон о бюджете надо сразу печатать на туалетной бумаге – для удобства пользования.

Журнал «Финанс.» №7 (193) 19-25 февраля 2007 — Экономика