Если страхование, то авто, или куда уезжает прибыль

С одной стороны, страхование перестало ассоциироваться с налоговой оптимизацией и перераспределением денежных потоков в рамках крупных холдингов, с другой – и рыночным в полной мере его пока не назовешь. Розница держится в основном на обязательной «автогражданке» и принудительном автокаско для купленных в кредит машин. И именно эти сегменты рынка таят для его участников и потребителей страховых услуг наибольшие риски. Если рост убыточности по ОСАГО многие прогнозировали еще в 2005–2006 годах, то потери по каско для многих компаний, старательно наращивавших его долю в портфелях, стали неожиданностью.

Прибыль давайте! Весь страховой рынок в прошлом году вырос на 16,5%. Страховщики собрали 486 млрд рублей. 62% этой суммы приходится на компании, вошедшие в топ-20 рейтинга «Ф.». Эти компании увеличили долю розничной премии с 47% по итогам 6 месяцев 2007-го до 54% по итогам всего года.

В 2007-м компании сокращали объемы ОСАГО в своих портфелях и увеличивали обороты по каско. Страховщики ориентировались на так называемые «дешевые иномарки» стоимостью до $25 тыс., большинство из которых граждане приобретают в кредит, и не скупились на высокие (до 40%) комиссионные банкам. В результате 62% всего розничного бизнеса у компаний из первой двадцатки приходится на каско, 26% – на ОСАГО. Но финансовые результаты, порожденные такой структурой портфеля, насторожили акционеров. Например, гендиректор «Росно» Ханнес Чопра признался, что автостраховние принесло страховщику в прошлом году $40 млн убытка. Основной владелец компании – немецкая группа Allianz – выдвинула менеджменту жесткие требования по улучшению показателей рентабельности. Аналогичные условия акционеры поставили перед управленцами «АльфаСтрахования» и «Цюрих.Ритейла». И с начала нынешнего года эти страховщики поднимают тарифы на «дешевые» иномарки, одновременно сужая банковский канал продаж. В компаниях из топ-20 средняя премия по каско выросла почти в два раза – с 20 до 37 тыс. рублей.

Кроме того, чтобы привлечь владельцев относительно дорогих иномарок (от $25 тыс.), страховщики активно развивают сервис для них. Сегодня в стандартный набор услуг входят такие опции, как эвакуатор, причем не только на случай аварии, но и на случай поломки, вызов аварийного комиссара и персонального менеджера, готового собрать за клиента все нужные для выплаты документы. Стоит отметить, что в большинстве компаний пока нет специальных отделов по работе с VIP-клиентами. Все это лишь предстоит развивать, но в погоне за «выгодными» страхователями компании уже сейчас пытаются искать нетривиальные решения. Например, «Межрегионгарант» придумал для обеспеченных клиентов программу, по условиям которой выезжает на место ДТП, оформляет страховое событие, получает справки в ГАИ, выполняет другие функции, свойственные персональному менеджеру, девушка модельной внешности.

Бизнес укрупняется. По оценкам специалиста группы по слияниям и поглощениям КПМГ Романа Кремера, в 2007 году на страховом рынке произошло 48 сделок M&A общим объемом более $1 млрд. Причем 90% этой суммы вложили иностранцы. «В прошлом году ими было учреждено 8 и куплено 15 уже работающих страховщиков», – уточняет начальник аналитического центра «Мариллиона» Яна Мирошниченко.

Иностранные инвесторы приносят с собой огромные капиталы, внушающие частным клиентам уверенность в финансовой устойчивости, и многолетний опыт работы, позволяющий совершенствовать технологии ведения бизнеса, в частности улучшать сервис. У небольших, в первую очередь региональных, компаний нет возможности конкурировать с гигантами, поэтому они вынуждены искать для себя покупателя. Насколько успешными окажутся их поиски, сказать трудно, но, по оценкам «Ф.», в 2008 году зарубежные инвесторы могут обрести контроль над одной-двумя компаниями из топ-20 рейтинга. Возможно, уже через несколько лет на рынке останется всего 200–300 операторов, наиболее крупными из которых будут владеть иностранцы.

Те, кто пока только готовится к продаже, всеми силами наращивают портфели, повышая свою привлекательность. И все бы ничего, но убыточность растет. А это проблема не только компании, но и ее клиентов. Если по ОСАГО в случае банкротства страховщика расплачивается Российский союз автостраховщиков из специального резервного фонда, то по каско и другим видам бизнеса «запасных карманов» нет.

Журнал «Финанс.» №19 (254) 19 мая — 25 мая 2008 — Страхование
Ксения Леонова