МАЙЯ КРАСНОПОЛЬСКАЯ: «Я НЕ СЧИТАЮ СЕБЯ ЛИШЬ ТЕХНИЧЕСКИМ ИСПОЛНИТЕЛЕМ»

Тень театра

28 марта стартует XIII Всероссийский фестиваль «Золотая маска». Театр «Тень» получал эту премию семь раз и в этом году представляет новую постановку. «Тень» лишена многих атрибутов театра – здесь нет афиши или кассы (вешалка, правда, есть, но номерки не выдаются). Чтобы купить билет, надо позвонить на автоответчик, оставить свой телефон и ждать, когда твоя очередь подойдет. Лично я ждала полгода – мне перезвонили и попросили прийти выкупить билеты. Все постановки «Тени» – это не совсем театр теней, не совсем кукольный театр, не совсем опера или балет. Скажем, спектакль «Полифем» показывают всего для 5–6 человек в небольшой комнатке, где стоит макет театра («Большой» в миниатюре), на сцене которого танцуют крошечные (не более 6 сантиметров) куколки. А циклопа Полифема играет солист Большого театра Николай Цискаридзе, который с трудом втискивает на мини-сцену свои ноги, руки или голову (все вместе не помещается). Иногда зрителей собирают на «Полифема» в большой зал, где на одном экране показывают съемку спектакля (сам он идет в соседней комнате), а на другом экране – то, что происходит за кулисами. Директор театра «Тень» Майя Краснопольская рассказала, кто придумывает новаторские идеи «Тени», кто их реализует и кто оплачивает.

Майя, за счет чего живет театр, где на многие спектакли приходят всего 5–6 зрителей?

– Я бы уточнила, что как раз многие наши спектакли проходят в большом зале, который вмещает 50 человек, что вполне обычно для современных постановок. Наш новый спектакль «Орфей», который мы поставили совместно с ансамблем солистов Opus-post, вообще будет показан на малой сцене театра на Таганке. Мы – государственный театр и полностью живем за счет комитета по культуре Москвы. У нас нет ни грантов от других организаций, ни спонсоров, ни иных каких-либо благодетелей. Мы никогда не были сами по себе, а изначально образовались лет 20 назад при отделе культуры Кировского райисполкома, который потом трансформировался в комитет по культуре Северо-Восточного округа Москвы. Несколько лет назад мы перешли в подчинение городского комитета культуры. Для нас это стало лучше, так как теперь деньги мы получаем напрямую, а не через третьи руки, что дает дополнительные возможности. Например, стало гораздо легче обращаться за помощью. Впрочем, это и раньше было возможно, но сегодня значительно проще стало.

Сколько человек работает в театре и каков его годовой бюджет?

– Сейчас у нас работает от 15 до 20 человек – в разное время по-разному. Бюджет театра – 4 млн рублей, из них 1 млн – постановочные, за счет которых оплачиваются декорации и костюмы для новых спектаклей. Каждый год мы выпускаем по две новые постановки. Средств, которые получаем мы с Илюшей (Илья Эпельбаум, муж. – «Ф.»), нам достаточно, а наши актеры работают не только у нас. К тому же у нас многие должности совмещаются. Я, например, и директор, и администратор, и актриса. А Илья – художественный руководитель, художник и режиссер. Так что мы имеем возможность получать несколько ставок.

Бюджет каждый год корректируется?

– Да, он увеличивается.

Вы можете сравнить свое материальное положение с коллегами из других театров? Известно, что многие актеры живут лишь за счет съемок в сериалах…

– Я никогда не спрашивала, сколько получают в других театрах, но прожить только на театральную зарплату, наверное, тяжело.

Ваш театр очень необычен – чиновники настолько тонко разбираются в искусстве, что в состоянии оценить новаторские постановки?

– У нас театр хороший, мы получили семь «Золотых масок» – это действует в том числе и на чиновников. К тому же у многих из них есть дети, которые видели некоторые наши спектакли.

Что дает победа на театральных фестивалях помимо доброжелательности чиновников?

– Больше ничего: как вы справедливо заметили, чиновники не являются знатоками искусства. Для них хороший театр – тот, о котором говорят, пишут, показывают на фестивалях. Это помогает нам при решении каких-то вопросов, когда приходится о чем-то просить.

Почему у вас такая сложная система продажи билетов – почему их нельзя просто прийти и купить?

– У нас нет кассы, которая работает все время. Мы начинаем продавать билеты только после того, как назначим день спектакля. Вот уже почти 20 лет мы обходимся без кассы, афиши и рекламы. И пока не видим в них необходимости. Хотя все будет зависеть от того, каков будет спрос на наши постановки и будет ли этого достаточно, чтобы не делать себе рекламу.

Билеты у вас, кстати, недешевые. Кто устанавливает на них цены – вы сами или комитет по культуре?

– Мы сами, но у комитета нет к нам по этому поводу претензий. В принципе стоимость билетов у нас средняя по Москве, билетов за $200, как в других местах, у нас не бывает (билеты на спектакли театра «Тень», проходящие в большом зале, стоят от 300 до 1000 рублей, спектакли на 5–6 человек обходятся в общей сложности в 4000 рублей, однако выкупать надо сразу все билеты. – «Ф.»). Около 10% билетов бесплатные – это входные для родственников, друзей.

Как вам удалось привлечь к сотрудничеству Николя Цискаридзе? Ведь звезды стоят дорого…

– Он был в жюри «Золотой маски» и все сокрушался, что в наши постановки никак нельзя «втиснуть» балет. А когда мы придумали, как это сделать, то стали вместе работать и подружились. Николай получает деньги за спектакли, но думаю, для него это не является решающим аргументом. Тонино Гуэрра и Анатолий Васильев работали с нами тоже вовсе не из-за денег – просто им было любопытно сделать что-то новое.

С кем в ближайшее время вы планируете сотрудничать?

– С драматургом Сергеем Коковкиным. Это будет спектакль в форме творческой встречи драматурга с публикой.

Ваш театр больше для кого – для детей или взрослых?

– У нас всегда были перемешаны репертуары: половина детского, половина взрослого. Так же и сейчас. В месяц у нас проходит около 16 спектаклей.

Кто из вас двоих генератор идей – вы или Илья?

– Илья. Отчасти у нас совместные идеи, но глобальные, конечно, все его. Но я не считаю себя лишь техническим исполнителем. Реализовывать идеи Ильи – достаточно творческая работа.

Общее дело укрепляет семейную жизнь?

– Все зависит от людей, которые этим занимаются. Кому-то тяжело постоянно находиться вместе, кому-то хорошо. Нам – хорошо.

Факты

Майя Краснопольская родилась в Москве. Закончила Гнесинское музыкальное училище по специальности «актриса театра кукол». В 1989 году вместе со своим мужем Ильей Эпельбаумом организовала первый в России семейный театр «Тень», лауреат многих зарубежных и российских фестивалей.

Журнал «Финанс.» №10 (196) 12-18 марта 2007 г. — Фигуры

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.