Дорога

23.06

Начало отпускного сезона ознаменовалось скачкообразным ростом цен на бензин. Планка в 25 рублей за литр 95­го успешно преодолена. В последние годы стал замечать, что россияне к автотуризму расположены не меньше, чем американцы, признанные мастера в этой разновидности отдыха. Раньше нам автопарка не хватало, теперь – времени. Все-таки стандартные две недели для российских просторов явно маловато, а уж если принимать в расчет проходимость…

Однако многие мои знакомые умудряются смотаться на «юга» и обратно за рулем собственного авто и при этом выглядят вполне отдохнувшими. В этом году тоже решил попробовать провести отпуск на колесах. Сначала на Селигер, потом в любимое Поволжье. Вся дорога примерно 3 тыс. километров. При расходе 8 литров на сотню – это 240 литров. Если брать по 25,5 рублей, выходит больше 6 тыс. Все равно намного дешевле, чем на поезде в купе.

Хотя как сказать. В прошлом году тот же Селигер обернулся мне не только топливными затратами, но и ремонтом ходовой – дополнительно тысяч на десять «влетел». «Новая Рига» великолепна, несколько десятков километров от Ржева в сторону Осташкова тоже вполне ничего, а вот локальная дорожная сеть заставляет предположить, что в окрестных лесах до сих пор живут партизаны, которые знать не желают об окончании войны.

Одни мои знакомые педантично составляя смету автопутешествия, включают в нее «гонорары» сотрудникам ГИБДД. Эти господа-туристы настолько обременены опытом, что уже точно знают, где, сколько и за какие именно «прегрешения» им придется заплатить. Может, конечно, преувеличивают степень своих познаний, но в смету, по их словам, последние года два-три укладываются тютелька в тютельку.

Кстати, о «заплатить». На прошлой неделе руководство автодорожной инспекции объявило о начале революционного эксперимента – штрафовать будут неподкупные видеокамеры. Прибор фиксирует нарушение, распознает номер, заполняет протокол, выписывает квитанцию и вместе с фотографией направляет ее по почте автовладельцу. Все как в Европе. Денег, правда, у нас поменьше. Поэтому автоматизированные посты будут пока переносными, на дорогах их «разбавят» муляжами. Многолетний (с рождения) опыт проживания в России подсказывает мне, что успешным эксперимент окажется едва ли.

Во-первых, камера «отлавливает» не нарушителя, а машину. Соответственно, штраф выписывается на имя ее владельца, который, быть может, уже давно продал авто по доверенности (практика-то массовая). Боюсь, перепиской здесь не отделаться, придется ехать к гаишникам и доказывать свою невиновность в кабинетах. Что будет сделать непросто: сначала отменить постановление, потом установить нарушителя, затем составить новый протокол и вынести очередное постановление – воодушевить инспекторов на такие бюрократические подвиги непросто, скорее они «уболтают»: дескать, не проще ли тебе, дорогой товарищ, заплатить штраф и разобраться с тем, кто его «нарулил», — самостоятельно.

Во-вторых, очень скоро в самых «кассовых» местах появятся частные «посты контроля». Те же камеры, те же фотографии, те же квитанции. Вот только банковские реквизиты в них немного другие. Кто-то обратит внимание на подлог, кто-то «на всякий случай» заплатит. Разумеется, можно связаться с ГИБДД и проверить подлинность квитанции, но попробуй туда дозвониться.

В-третьих, есть или, во всяком случае, раньше была чисто техническая проблема – грязные номера. Идея-то с видеокамерами вынашивается уже не первый год и, кажется, позапрошлой весной я видел телесюжет, в котором высокий гаишный чин вещал как раз про грязь. Вещал в том духе, что нарушение зафиксировать – не проблема, а вот «прочитать» номер, особенно зимой, техника способна не всегда. Штраф же за «нечитаемость» всего 100 рублей. Хотя, повторюсь, слышал это больше года назад – технический прогресс с тех пор мог заметно продвинуться.

И наконец, я мог бы предположить, что автоматизация штрафования не найдет поддержки у «полевых» инспекторов, и модуль системы, отвечающий за отправку информации, а посему исключающий всякие расчеты «на месте», станет жертвой саботажа. Однако воздержусь от крамолы – повторюсь, лично с коррупцией на дорогах пока не встречался, за руку никого не хватал. Пусть эти темы развивают более опытные водители.

Журнал «Финанс.» №24 (259) 23 июня — 29 июня 2008 — Ф. рублёв