Дорогострой

ЮРИЙ ТРУТНЕВ, глава Минприроды, предлагает государству строить платные автодороги самостоятельно, не дожидаясь помощи бизнеса. «Если страна не начнет делать платные дороги, то они никогда не появятся», — заявил он на заседании правительства. Министр аргументировал свою позицию большим количеством рисков при строительстве платных шоссе, из-за которых бизнес может не осилить такие проекты.

Всерьез о платных дорогах в России заговорили еще в 1999 году, когда появилось соответствующее постановление правительства. Но дальше разговоров дело так и не пошло, несмотря на большое число потенциально интересных объектов: ими считаются дороги с интенсивностью движения свыше 10 тыс. автомобилей в сутки. В Федеральном дорожном агентстве таких насчитывают около 100. Проблема в долгой окупаемости, которая даже для наиболее выгодных объектов, таких как трасса Москва-Петербург или подъезд к аэропорту Домодедово, по любым расчетам составляет не менее 10 лет. А так как стоимость строительства одного километра шоссе обходится в $1 млн, такие проекты могут потянуть лишь крупные инвесторы. А их круг ограничивается российскими ФПГ, предпочитающими инвестировать за рубеж, и западными институтами, которые в Россию не особо стремятся из-за высоких политических рисков.

Конечно, министр прав. Правительству гораздо проще инвестировать самому, чем создавать благоприятные условия для работы инвесторов, обуздывать налоговые органы и реже менять законодательство. Постулат «государственные инвестиции — самые эффективные» остается незыблемым.

ТАКЖЕ ОТЛИЧИЛИСЬ…

АНАТОЛИЙ ЧУБАЙС, председатель правления РАО «ЕЭС России»,

предложил повысить цены на газ. Реальной ценой он считает $50-60 за 1 тыс. кубометров — вдвое выше сегодняшнего уровня. По его словам, именно столько стоит газ, покупаемый энергетиками сверх лимита. «Ситуация с такой разницей цен на «лимитный» и «сверхлимитный» газ непрозрачна и создает условия для коррупции», — говорит Анатолий Чубайс. Странно слышать подобные предложения от главы компании, для которой газ является основным сырьем.

ВИКТОР ХРИСТЕНКО, глава Минпромэнерго,

все-таки согласился с заключенным Михаилом Ходорковским. Чиновник подписал приказ «Об определении этапов строительства трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан»». Согласно ему, в первую очередь будет построена труба до города Сковородино, расположенного всего в 70 километрах от границы с Китаем. Вероятно, что после ответвления на Дацин строительство закончится: сроки реализации второго этапа даже не определены.

ВИКТОР ЮЩЕНКО, президент Украины,

поручил кабинету министров составить «черный список» проблемных с точки зрения приватизации предприятий: «В ближайшее время мы должны завершить тему дооценки имущества». Также он собирается урегулировать взаимоотношения с иностранными инвесторами в экономику Украины. Предложение появилось на фоне паники настроений последних, взбудораженных решением суда о реприватизации Запорожского алюминиевого завода, принадлежащего «Суалу».

ФАРХАД АХМЕДОВ, сенатор от Краснодарского края (миллиардер № 34 в рейтинге «Ф.»),

берет пример с акционеров «Юкоса». Принадлежащий ему «Нортгаз» подал в Арбитражный суд Москвы иск к Министерству финансов на 119,6 млрд рублей. В компании считают, что госорганы виноваты в потере «Нортгазом» лицензии на пользование недрами Северо-Уренгойского месторождения, что принесло ему баснословные убытки.

Журнал «Финанс.» № 17 (107) 10-15 мая 2005 г. — Дорогие товарищи
Андрей Школин