Забыть и вспомнить

Несмотря на то что в области когнитивной психологии – науки о процессах познания ученые трудятся уже много лет, память все еще остается одной из самых загадочных функций человеческой психики. Раньше считалось – мы помним только то, что специально учили, или те сведения, которые совершенно случайно осели в памяти. Однако ученые Duke University Medical Center опровергают сегодня эту точку зрения. Как показали их исследования, люди фиксируют множество фактов и событий в своей памяти, просто потом они не всегда в состоянии осознать запомненное, извлечь его и воспроизвести. Возможно, вскоре это открытие позволит изобрести прием, способный вызвать из памяти любые попавшие туда данные. А пока такого удивительного приспособления у нас нет, следует очень внимательно относиться ко всему запоминаемому. «Самое сложное – обработка информации извне, – говорит директор службы по связям с общественностью компании «Роберт Бош» Юлия Голубцова. – Необходимо точно знать, какая информация нам нужна, а какая окажется лишней. Поэтому все, что мне действительно важно, я запоминаю по ассоциациям или выстраиваю логическую цепочку событий: начало, развитие, продолжение, окончание».

Как положить. Существуют люди, обладающие фотографической памятью, – они способны воспроизвести совершенно несвязный текст или набор букв, длинный ряд чисел. Однако большинству из нас для запоминания больших объемов данных или чего-то сложного приходится использовать специальные приемы – мнемотехники.

«Начнем с самого простого: избыток кофе, алкоголя, никотина, духота в помещении, озабоченность любыми посторонними вопросами могут свести на нет даже заучивание несложного стихотворения, – говорит клинический психолог и психотерапевт Светлана Ильина. – Напротив, покой, короткая прогулка или пробежка, холод, скажем прохладный компресс на лоб при переутомлении, активизируют память». Кроме того, способности к запоминанию разные в зависимости от времени суток: информация лучше всего усваивается на рассвете – с половины пятого до семи утра. Но только в том случае, если вы выспались. Это первый принцип легкого запоминания.

Второй принцип противоречит внушенной нам с детства поговорке «повторенье – мать ученья». Как предупреждает Светлана Ильина, «зубрежка приводит не к запоминанию, а, наоборот, к стиранию, угасанию информационного следа».

Для оптимального запоминания необходим определенный, не слишком высокий, но и не сниженный уровень мотивации. Проще говоря, если вам совсем скучно что-то учить, вряд ли вы добьетесь успеха. И в спешке, изо всех сил стараясь зазубрить что-то к определенному времени, – тоже. Лучше всего – спокойный и размеренный подход.

Третий принцип – правило смысловых блоков. В них нужно соединять запоминаемые единицы: новые слова, словосочетания, формулы, правила. По любому принципу: на основе ассоциаций, сюжетов (например, под определенную картинку), даже в алфавитном порядке. Главное – система, а на чем она будет построена, зависит от особенностей вашего мышления. «Выбор оптимальной техники запоминания зависит от многих факторов, в том числе от типа восприятия человека: аудиалист (кто лучше воспринимает информацию на слух) он или визуалист (кто лучше воспринимает информацию через органы зрения), – считает вице-президент группы компаний Imageland Светлана Плотницкая. – Все это нужно знать о себе и обязательно учитывать. Мне удобно делать очень краткие конспекты – буквально ключевые слова: записывая их, я уже структурирую материал».

Запоминаемое нужно увязывать с тем, что вам очень хорошо знакомо. Например, профессиональные музыканты запоминают номера телефонов и банковских счетов, переводя цифры в ноты и запечатлевая в памяти короткую мелодию. Чтобы вспомнить номер, достаточно ее наиграть.

«Человек сразу может запомнить семь любых элементов плюс-минус два – в зависимости от способностей, – рассказывает психотерапевт Михаил Зверев. – Именно поэтому в рекламных сообщениях, например, мы часто видим очень короткую первую фразу: основную мысль. Если смысловых единиц будет больше девяти, то вновь поступившие вытеснят первые – таковы особенности кратковременной памяти, а именно оттуда информация пойдет дальше, в долговременную». Одновременно в памяти можно удержать от пяти до девяти букв, не связанных между собой. Слов, даже длинных, вы также сможете запомнить столько же (5–9), хотя знаков в них значительно больше. То же касается и цифр, но иногда можно выстроить ассоциации. «Например, телефонный номер 302-92-81 удержать в голове довольно сложно, семь бессмысленных цифр подряд – на пределе возможности большинства людей, – рассказывает Светлана Ильина. – А вот в таком порядке: 30, 29 (30-1), 28 (29-1) и 1 (мы ее отнимали), ручаюсь, номер надолго запомнится».

Можно выработать и свои правила и хитрости. «Каждое утро, читая газету, я запоминаю только первое предложение (то есть факт) и последний абзац (вывод аналитика или эксперта), – рассказывает гендиректор компании Insiders Валентина Лысикова. – Если мне понадобится более детальная информация, я всегда знаю, где ее найти».

Четвертый принцип мнемотехники – использование визуальных образов. Исторические даты можно, например, «отложить в подкорке» в виде длинной линейки с делениями по годам, напротив которых будут нарисованы герои событий. Также можно «заучивать» лица: общаясь с человеком впервые, запомните, где вы находитесь, а позже визуализируйте образ на фоне знакомой картинки. При встрече точно вспомните, при каких обстоятельствах вы виделись.

Изучая иностранный язык, за один раз можно запомнить до 70 слов, тогда как обычно мы не можем перешагнуть порог и в 20. Объясняется это как раз тем, что не используются мнемотехники. Например, проще выучить новое иностранное слово, если подобрать к нему созвучное русское, даже совершенно не связанное по смыслу. «Английское white – «белый» никак не хотело обосноваться в моей детской голове, – рассказывает бизнес-тренер Наталья Бородач. – Моя мама, психолог, помогла мне справиться с бедой, подсказав: это слово похоже на русское восклицание «вай!» – так вскрикивают от внезапной несильной боли. Я представила: беру в руки чашку с горячим молоком, только-только с плиты – оно белое, пытаюсь сделать первый глоток и тут же слегка обжигаю губы – «вай!». Осталось только добавить букву «т» в конец, и упорное прилагательное навсегда засело в моей памяти».

Сложно обычно запоминаются имена. Но если с самого начала внимательно выслушать имя человека, потом повторить его несколько раз на разные лады – с удивлением, радостью, грустью, отчаянием (этот прием действует и при запоминании обычных слов), а следом представить в образной форме (скажем, связав с особенностями поведения или внешности), то запомнится имя на долгий срок. Хорошо работают и ассоциативные программы, например Собакина представляйте в виде собаки, а Барского вообразите в богатом наряде. «В процессе запоминания главное – разложить все «по полочкам», то есть четко понимать, что нужно знать, а что не обязательно. Концентрация внимания на самом главном помогает лучше усваивать материал, – рассказывает гендиректор лизинговой компании «Камаз» Альфия Гарифуллина. – Моя память имеет древовидную структуру: по каждому клиенту или событию у меня уже хранится определенная наработка, которая в нужный момент используется».

Очень важен для эффективного запоминания перерыв. Его оптимальное время – 10 минут, как раз столько необходимо большинству людей для передачи информации в долговременную память. Во время перерыва не стоит повторять пройденное во избежание «стирания».

Как убрать. «Хорошо быть эйдетиком, думал я, учась на втором курсе института, – говорит Михаил Зверев. – Это такие люди, память которых настолько эластична, что в ней, как на благодатной почве, приживается любая информация. Но потом я понял – им тоже непросто. Ведь запомнить – только половина дела, иногда надо еще и забыть. Вот тут-то у обладателей эйдетической памяти и начинаются сложности».

В силу природных особенностей люди, наделенные эйдетической, или образной, памятью, могут запоминать практически любые сведения. Примерно к 30 годам в их голове скапливается невероятное количество информации, устаревшей или попросту ненужной. Избавиться от нее непросто – некоторых эйдетиков приходится учить забывать.

Очень способствуют очищению памяти сон и новые впечатления. Очень важно спать не меньше восьми часов, именно в это время ваш мозг избавляется от устаревшей и лишней информации, освобождая пространство для новой. Если вы видите сны, в которых появляются сюжеты с новыми впечатлениями, память благополучно очищается.

Желающим забыть какой-то большой блок информации психологи советуют читать книги – лучше всего подойдут романы, где главную роль играет не сюжет, а характер героев, язык автора, иллюстрации. Хорошо и слушать музыку, представляя под нее ритмичные или неподвижные изображения, не связанные с тем, что вы хотите забыть.

Когнитивная психология – психология познания, изучающая, как человек получает информацию, как она хранится в памяти и преобразуется в знания, которые затем влияют на наше внимание и поведение.

Мнемотехника – система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания.

Долговременная память: период действия – часто не ограничен. В этом блоке хранится все, что было нами запомнено. Часть сведений со временем становится недоступной: идет процесс естественного забывания. Ученые считают, что мы используем долговременную память всего на 10%.

Кратковременная память: период действия – несколько минут. Здесь находится своеобразный «перевалочный» пункт, на этом этапе человек решает, следует ли запоминать полученные сведения.

Мгновенная память: период действия – доли секунды. Сюда попадают все внешние импульсы от пяти органов чувств.

ОДНА ДЕСЯТАЯ ГОЛОВЫ

Первые исследования процессов познания были проведены еще в 1885 году ученым Германом Эббенгаузом. Но пока не найдено объяснений даже половине вопросов, связанных с человеческой памятью. Обычный человек использует ее всего на 10%. Причина в том, что люди способны воспроизводить только ту информацию, которая была структурирована. Хаотично же разбросанные в памяти сведения нам недоступны. Мнемотехники позволяют, запоминая, сразу четко структурировать информацию, как бы сокращая путь до нее «при изъятии». Бессистемное же заучивание не дает эффекта: со временем нужное легко забывается.

Журнал «Финанс.» № 41 (178) 23 – 29 октября 2006 г — Психология
Инга Коростылева

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.