Штормовое предубеждение

Уставшие от скачков котировок и негативной финансовой информации пайщики вывели в марте порядка 2,3 млрд рублей из открытых ПИФов. Не самое масштабное бегство «розничного» капитала – в прошлом октябре отток превысил 5 млрд. Институциональные клиенты меняют стратегии с агрессивных на умеренные и свыкаются с доходностями ниже 15% годовых. Крупные капиталы потянулись в венчурную сферу. Вот резюме происходящего сегодня на рынке управления активами.

По данным Национальной лиги управляющих, прирост стоимости чистых активов ПИФов всех типов и категорий в 2007 году составил 77,5%, или 354 млрд рублей. Основной вклад внесли закрытые фонды, увеличившие СЧА почти на 297 млрд. Особую благодарность за рост абсолютных и относительных показателей индустрии необходимо выразить Елене Батуриной и корпорации «Интеко», «упаковавшим» в ЗПИФ акций «Континенталь» имущество на 93,6 млрд рублей (по состоянию на конец 2007 года). Другое крупное явление на рынке – закрытый ПИФ смешанных инвестиций «Стратегические активы», управляемый «Аганой». Здесь персональное «спасибо» сказать некому, герои не ищут публичности. Однако «Ф.» уже предполагал («Ф.», № 47, 2007), что основным пайщиком выступает НПФ «Газфонд», заинтересованный в новых возможностях для инвестирования средств в бумаги своего главного учредителя – «Газпрома». А другой естественный монополист, доживающий последние месяцы, – РАО «ЕЭС России» – интерес к ПИФам потерял. Закрытый фонд акций «Реформа», который аккумулировал бумаги региональных энергетических компаний, прекратил существование. В результате управлявшая им УК «Алемар» по итогам года потеряла 81% от совокупной стоимости чистых активов.

Резкий рост объемов бизнеса «ВТБ Управление активами» объясняется не только тем, что это направление материнский банк начал развивать сравнительно недавно. Компания выиграла конкурс на управление средствами Российской венчурной компании, от которой привлекла свыше 3 млрд рублей. Гендиректор «ВТБ УА» Алексей Шкрапкин считает работу с венчурными фондами одним из самых актуальных направлений. «Их потенциальная доходность в годовом исчислении – 30%», – поясняет он.

Многие управляющие сегодня пересматривают бизнес-модель. На рынке появляется новая сущность – квалифицированный инвестор. Формальный статус пока уточняется, но уже ясно, что на таких клиентов будет приходиться значительная доля выручки УК. Именно их деньги будут подпитывать те же венчурные фонды, а также хедж-фонды, которые теперь можно создавать в российской юрисдикции. Перспективы открываются впечатляющие, и, вероятно, сами участники рынка их до конца не осознают.

В связи с этим возникает вопрос: не потеряют ли УК интерес к розничному бизнесу, который бурно рос в 2005–2006 годах? Массовый инвестор, как утверждают опрошенные «Ф.» управляющие, представляет собой мощный ресурс. Рынок успокоится, люди осознают, что такое риск, и вновь понесут деньги в ПИФы. Десятикратный рост числа пайщиков лишь выведет российскую индустрию коллективных инвестиций на уровень восточноевропейских стран по показателю вовлеченности в нее экономически активного населения. В начале апреля совокупная СЧА открытых и интервальных фондов, в которых в основном и аккумулируются средства «розничных» инвесторов, составляла около 163 млрд рублей (на начало года почти 179 млрд). Наибольшей популярностью все еще пользуются фонды акций, где сосредоточено более половины этой суммы. То ли пайщики все еще верят в повторение прошлых доходностей, то ли раздвигают свои инвестиционные горизонты. Впрочем, одно другому не мешает. Управляющие, кстати, довольно быстро сориентировались, как удержать клиентов по мере снижения показателей классических ПИФов. В ход пошли отраслевые фонды, которые сбиваются в «стайки» в таблицах доходности и «стайками» же по ней перемещаются. Они все еще способны удивлять высоким ростом, но на сравнительно коротких интервалах, заманивая неискушенного пайщика на максимумах.

Институциональные инвесторы между тем постепенно теряют интерес к риску. Прежде всего речь идет о негосударственных пенсионных фондах. Если пару лет назад управляющие в неформальном общении жаловались, что НПФ настойчиво требуют высокую и гарантированную доходность, то прошлый год поумерил их аппетиты. «Пенсионные фонды поняли, что просить показывать доходность каждый квартал, как они делали раньше, бесполезно, – отмечает гендиректор УК «Альянс Росно УА» Олег Мазуров. – Теперь они все чаще подписывают договоры на два года, заходят в венчурные фонды на 5–7 лет. И многие хотят скромной, но стабильной доходности в 10–12% годовых». Впрочем, представление о «длинных» деньгах не у всех «институционалов» адекватное. Топ-менеджер одной из УК рассказал почти анекдот: «Спрашиваешь клиента: «У вас «длинные» деньги?». Он отвечает: «Да, на 5–8 лет». «Давайте тогда будем ориентироваться на акции». «Да, давайте в акции. Но при этом мы хотим получать доход ежеквартально, а лучше – ежемесячно», – на полном серьезе говорит инвестор».

Журнал «Финанс.» №14 (249) 07 апреля — 13 апреля 2008 — Инвестиции
Ксения Леонова

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.