ИНОСТРАНЦЫ В РОССИИ Запах денег

Самым ярким примером того, как можно зарабатывать большие прибыли на территории площадью 1/6 часть суши, является опыт пивоваренных компаний и табачников. В России, как известно, курили много, а продолжают курить еще больше. В то время, когда во всем цивилизованном мире борются против этой вредной привычки, у нас единственной защитой, ограждающей потенциального курильщика от пагубного пристрастия, является надпись «Минздрав предупреждаетѕ». Естественно, табачные концерны не могли не воспользоваться данной ситуацией и скупили всю табачную отрасль. А результат говорит сам за себя. Например, у «Филип Моррис Ижора» чистая рентабельность составляет 29,5% при выручке в 28,4 млрд рублей.

В отличие от табачников иностранные пивоваренные концерны фактически создали спрос на собственный продукт, сделав его модным товаром в среде молодежи. Массированная реклама привела к тому, что население России «стало ходить за «Клинским»», а не за водкой. Иностранные пивовары вошли во вкус и стали присматриваться к немногочисленным независимым российским производителям, акционеры которых удачно воспользовались начавшейся консолидацией и продали свои активы на пике стоимости. Повезло не всем. Совладельцы «Красного востока» затянули с выбором покупателя, и итоговая цифра сделки оказалась в два раза меньше той величины, на которую они могли бы рассчитывать годом ранее. А «Очаково», оставшееся единственным крупным отечественным производителем пива, держит «круговую оборону» и пытается работать на смежных рынках. У предприятия чистая прибыль в 2005 году равнялась 184 млн рублей, а у лидера российской пивоваренной промышленности — «Балтики» — 6,7 млрд рублей.

Если пивной рынок консолидирован, то розничную торговлю можно охарактеризовать веским словом «целина». Хотя Москва и Санкт-Петербург уже похожи на «хорошо обработанную пашню», где найдется место не для каждого. Тем не менее даже сами розничные компании утверждают, что на рынке пока можно работать спокойно, так как настоящая конкуренция еще не началась.

А лет пять назад в деловых СМИ регулярно выходили материалы о том, что вот-вот в Россию придут западные торговые сети, которые в порошок сотрут местную розницу. Но местный бизнес легко пережил «удар по ценам» от Auchan, да и приход Metro не вызвал сильной нервной реакции. Пока эти две иностранные компании наравне с российскими сетями участвуют в разделе «пирога», другие зарубежные фирмы должны решать, что им делать. Вариантов всего два: либо выходить на рынок и покупать долю, либо отказываться от экспансии в Россию. Если они выберут первое, то затраты на сделку могут составить от $1 млрд, так как розничные сети очень высоко оцениваются инвесторами. Года три назад «входной билет» на российский рынок обошелся бы на порядок дешевле.

Аналогично развивается ситуация и в банковском секторе, где среди крупных игроков присутствуют только три иностранные «дочки» — Международный московский банк, «Райффайзенбанк Австрия» и Ситибанк, которые уже достаточно давно ведут бизнес на российском рынке. Что остается зарубежным финансистам? Либо покупать банк из топ-50 кредитных организаций России (желательно с более или менее развитой филиальной сетью), либо ограничиться приобретением небольшого банка и дальше его развивать, на что потребуются как деньги, так и время. И не факт, что построенный бизнес будет очень успешным. Реклама «Хоум кредит энд финанс банка» (ХКФБ) при его выходе на российский рынок сделала свое дело — в кредитную организацию потянулись клиенты. Но банк «Русский стандарт», основной конкурент ХКФБ, по-прежнему на один шаг впереди.

И в заключение необходимо остановиться на автомобильной промышленности. Если присмотреться к финансовым показателям «Форд мотор компани» (в 2005 году чистый убыток компании составил 60 млн рублей, годом ранее доход равнялся 332 млн рублей), то следует задать вполне резонный вопрос: куда же делись обещанные «золотые горы». И тут же ответить: просто не все думают в категории, что бизнес должен за три года окупиться и его тут же можно будет продать. Ford создает задел на будущее, а время большой прибыли обязательно придет.

КРУПНЕЙШИЕ ИНОСТРАННЫЕ КОМПАНИИ

Место

Компания

Специализация

Выручка в 2005 г., млн руб.

Чистая прибыль в 2005 г., млн руб.

1

Метро кэш энд керри

Розничная торговля

53 834

2817

2

Тойота Мотор

Оптовая торговля

50 664

1790

3

Ашан

Розничная торговля

42 359

1703

4

Форд мотор компани

Автомобили и компоненты

39 203

-60

5

Пивоваренная компания Балтика

Алкоголь и напитки

34 359

6694

6

Филип Моррис Ижора

Табачная продукция

28 446

8386

7

Нестле Фуд

Оптовая торговля

27 267

-271

8

Фольксваген груп Рус

Оптовая торговля

24 602

545

9

Сан Интербрю

Алкоголь и напитки

23 627

497

10

Марс

Продукты питания

20 289

2258

11

Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия

Алкоголь и напитки

17 637

1513

12

Каспийский трубопроводный консорциум-Р

Транспорт

16 881

-10 450

13

СП Бизнес кар

Розничная торговля

15 998

838

14

ДаймлерКраслер автомобили Рус

Оптовая торговля

15 504

413

15

ИКЕА Мос

Розничная торговля

15 475

-773

16

Юнилевер СНГ

Оптовая торговля

14 268

420

17

Монди бизнес пейпа Сыктывкарский ЛПК

Лес и деревообработка

14 214

1220

18

Эйвон бьюти продактс компани

Оптовая торговля

14 137

2154

19

Рамэнка

Розничная торговля

14 114

41

20

Петро

Табачная продукция

13 642

-59

21

БМВ Русланд трейдинг

Оптовая торговля

13 260

1260

22

Сименс

Оптовая торговля

13 071

2203

23

Тетра пак

Упаковка

11 856

-53

24

Л’Ореаль

Оптовая торговля

11 748

1740

25

Международный московский банк

Банк

11 323

2993

26

Крафт фудс Рус

Продукты питания

11 125

561

27

Райффайзенбанк Австрия

Банк

10 832

2291

28

Проктер энд Гэмбл — Новомосковск

Бытовая химия

10 796

577

29

Пивоварня Москва-Эфес

Алкоголь и напитки

10 725

567

30

Автофрамос

Автомобили и компоненты

10 621

-1513

Журнал «Финанс.» № 36 (173) 18-24 сентября 2006 — Главная тема
Игорь Терентьев

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.