МАРТИН ШАККУМ: «ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОСТОЯННО СРЫВАЕТ СРОКИ»

К 1 мая правительство должно внести в Госдуму законопроект, призванный обеспечить развитие российского судостроения. Курирующий эту отрасль в нижней палате парламента председатель комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Госдумы Мартин Шаккум рассказал, какие изменения необходимо внести в законодательство, чтобы реанимировать отечественное судостроение. Как уверяет депутат, чиновники очень плохо ведут законотворческую деятельность, на которую выделяются немалые средства. Сроки подготовки документов постоянно срываются, и ждать от правительства конкретных предложений скорее всего придется долго.

Мартин Люцианович, зачем нужен закон о судостроении?

– В нашем законодательстве, регулирующем деятельность оборонных отраслей, есть законы о космической деятельности, об авиации, об использовании атомной энергии. А вот для такой приоритетной отрасли, как судостроение, соответствующего документа нет, что отрицательно сказывается на ее развитии. Во всем мире наблюдается рост объемов судостроения, ведущие верфи мира не справляются с поступающими заказами. У нас же по итогам прошлого года объемы промышленного производства соответствующей отрасли снизились более чем на 15%. Загрузка верфей остается на угрожающе низком уровне – в основном они занимаются выпуском военной продукции, и пока мы не изменим условия их работы, судостроители так и будут «сидеть на игле» гособоронзаказа. Сейчас остро встает вопрос о способности наших производителей выпускать конкурентоспособную и востребованную рынком гражданскую продукцию, особенно в тех нишах, где мы еще сохраняем неплохие заделы. А для этого необходимо устранить неравные условия работы отечественных судостроителей по сравнению с зарубежными. Это позволит переломить ситуацию, когда наши судовладельцы ежегодно заказывают за рубежом суда на сумму свыше $1 млрд, а на долю российских верфей приходится менее 6% от этой суммы. Все страны оказывают эффективную государственную поддержку своим судостроителям, в России же она совершенно недостаточна. Почти все транспортные суда мы покупаем за рубежом, на экспорт строим в основном корпуса судов. Это опасная тенденция.

Что конкретно нужно сделать?

– Уже принят ряд важных решений – президент подписал семь указов о создании в судостроении интегрированных структур, главная из них – Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), а вот законопроектная работа застопорилась. Подготовленные Минпромэнерго поправки в действующее законодательство, создающие условия для развития судостроительной промышленности, не получили необходимой поддержки ряда министерств. Правительство обещает найти решение до 1 мая, но, думаю, этого не произойдет. Между тем судостроительным предприятиям необходимо как можно скорее предоставить налоговые, таможенные и другие преференции. Минэкономразвития и Минфин ведут эту работу достаточно медленно, не проявляя должной инициативы, несмотря на поручение президента.

Почему бы вам не взять инициативу в свои руки?

– Чтобы подготовить мало-мальски значимый законопроект, нужны значительные средства (по данным «Ф.», 5–7 млн рублей), которые выделяются соответствующими министерствами и ведомствами. Они же осваивают эти деньги не всегда эффективно. Правительство постоянно срывает установленные сроки внесения законов. Еще в 1999 году депутатами был внесен законопроект о господдержке судостроительной промышленности, но министерствам так и не удалось выработать по нему согласованной позиции, и он оказался, по сути, заблокированным.

В каких поправках нуждается отрасль?

– Надо принять ряд мер системного и специального характера. К системным мерам относится принятие нулевых ставок НДС на все импортируемое оборудование, аналоги которого в России пока не производятся. Кроме того, необходимо субсидировать ставки по кредитам, предоставляемым отечественными банками, а также компенсировать часть затрат, связанных с использованием иных финансовых инструментов при постройке судов в России, софинансировать инвестиционные проекты по модернизации производственных мощностей, выводить из-под налогообложения часть прибыли, инвестируемой в производство. Специальные меры – предоставлять российским производителям преимущественное право при поставках оборудования для освоения морского шельфа, постепенно ограничить использование иностранных судов и судов, построенных за рубежом, при каботажных перевозках и во внутренних водах, стимулировать строительство рыбопромысловых и речных судов на отечественных предприятиях, создать государственную лизинговую компанию.

Как вы относитесь к назначению главой ОСК советника президента Алексея Бурутина?

– Положительно. Президент наверняка уже имел возможность оценить управленческий опыт и деловые качества своего советника.

Но основная задача ОСК – развитие гражданского судостроения, а глава корпорации курировал военную отрасль, причем сухопутную…

– Гражданское и военное судостроение достаточно связаны – зачастую вся их продукция выпускается на одних и тех же вервях. На долю военной продукции сегодня у нас приходится около 60–70% от общего объема судостроительных заказов. Создаваемые ныне интегрированные структуры должны быть восприимчивыми к условиям рынка, они должны качественным образом изменить структуру производства. Значительной ее частью призвана стать гражданская продукция и продукция двойного назначения. Нужно преодолеть определенный психологический барьер. Сегодня достаточно удобно, не прилагая особых усилий, получить от государства оборонный заказ, гарантирующий безбедное существование на пару лет вперед. В развитых странах оружие в основном делают частные корпорации. У нас же это пока прерогатива исключительно государевых структур, не склонных к саморазвитию. Если мы не внедрим туда бизнес-отношения, это будет косный и ретроградный механизм.

На каких условиях в ОСК может войти частный бизнес?

– При создании ОСК установлено, что доля госучастия в ее капитале составляет 100%. В рамках развития государственно-частного партнерства эта доля может быть снижена до 75% или до 50% плюс одна акция. И я уверен, что так и будет.

Вы курируете еще один закон – о госзакупках*, забракованный Советом Федерации. Удалось ли палатам парламента прийти к консенсусу?

– Закон в версии согласительной комиссии уже одобрен Госдумой. В первую очередь внесенные изменения решают проблемы, связанные с неоднозначным толкованием и применением норм закона на практике. Уточняется понятие государственных и муниципальных заказчиков. Сегодня существует противоречие. С одной стороны, Счетная палата, Центризбирком, государственные внебюджетные фонды, должны закупать продукцию в соответствии с законом, а с другой стороны, они не могут выступать государственными заказчиками. Законопроект это противоречие снимает. Вносятся уточнения о том, что контракт не может быть заключен по цене, превышающей начальную цену, указанную в извещении о проведении торгов. Кроме того, усовершенствована процедура размещения заказа. При выполнении контракта заказчик сможет менять объем работ, услуг и количество товаров не более чем на 10% (сейчас можно менять только объем работ и услуг, причем не более чем на 5%). Увеличивается сумма размещения заказа путем проведения электронного аукциона с 500 тыс. рублей до 1 млн, а путем запроса котировок – с 250 тыс. до 500 тыс. рублей. Уточняются и дополняются случаи размещения заказа у единственного поставщика, исполнителя или подрядчика. Так, у единственного исполнителя можно будет размещать заказ не только на оказание услуг водоснабжения и водоотведения, но и иных коммунальных услуг (канализации, теплоснабжения, газоснабжения). Внесен и ряд уточнений. В частности, указывается, что цена контракта является твердой и не может меняться, за исключением случаев, установленных законом.

Над какими законами ваш комитет будет работать в ближайшее время?

– В ближайшие месяцы будем пытаться вносить поправки в Градостроительный кодекс, которые установят требования к эксплуатации зданий, строений и сооружений и обязательный надзор за эксплуатацией таких объектов. Вопиющие случаи с обрушением крыши и гибелью людей в «Трансвааль-парке» и на Басманном рынке – как раз и есть результат отсутствия надзора за объектами, находящимися в эксплуатации. Сейчас за ними даже формально никто не следит, хотя в Жилищном кодексе прописано создание некоего органа, наделенного подобными полномочиями. Но за два года он так и не был создан.

А его обязательно создавать с нуля?

– Не обязательно. Эти функции может выполнять Ростехнадзор. Существует еще один нерешенный вопрос – налогообложение договора долевого участия. Минфин никак не хочет идти навстречу и пытается подготовить отрицательный отзыв на законопроект, предлагающий отменить НДС с договоров долевого участия. Минфин выпустил письмо, что налог взимать пока не следует, но в кодекс изменения так и не внесены. Но сегодня министерство выпустит одно письмо, а завтра другое, поэтому каждое право должно быть закреплено в законе.

Эндшпиль

Ваш коллега по парламенту Александр Лебедев в интервью «Ф.» (№ 8) уверял, что в России не существует строительных норм и правил (СНиПов) для высотных домов.

– Да, СНиПа для домов выше 25 этажей нет, но есть СНиПы, посвященные общим правилам строительства жилых зданий. Кроме того, существуют Московские городские строительные нормы. Другое дело, что в соответствии с законом о техническом регулировании все эти нормы должны быть приняты в виде технических регламентов. Сами технические нормы есть, они обоснованы строительной наукой, согласованы с надзорными органами, ими руководствуются на практике, однако они существуют как бы вне законодательства, так как не зарегистрированы в Минюсте. Однако уже приняты во втором чтении поправки в закон о техническом регулировании, закрепляющие юридический статус строительных правил, и скоро эта правовая коллизия будет разрешена.

Почему вы выступаете против создания Банка развития в той форме, которая сейчас предлагается?

– Концептуально никаких возражений против создания специального инструмента стимулирования и поддержки экономического развития нет. Проблема – в деталях, конкретных позициях законопроекта. Так, делается попытка создания некой корпорации, которая должна реализовывать государственную политику, но при этом заботиться об извлечении прибыли. Понятно, что в таком случае Банк развития будет иметь огромные преимущества перед коммерческими кредитными организациями, размещая на рыночной основе дешевые государственные ресурсы. Государственные банки – особые банки. Они должны работать в строго определенном секторе – там, где высокие риски и низкая прибыль, а не конкурировать с бизнесом на неравных условиях. К сожалению, подобная возможность в целом просматривается в редакции правительственного законопроекта. Недопустимо в одном учреждении одновременно решать и государственные, и коммерческие задачи. У чиновников не должно возникать соблазна «путать частную шерсть с государственной».

Факты

Мартин Шаккум родился в 1951 году в Красногорске (Московская область). Окончил Калининградское высшее военно-инженерное училище, Всесоюзный заочный инженерно-строительный институт. С 1991 года – генеральный директор, президент Международного фонда экономических и социальных реформ. В 1996 году баллотировался в Президенты РФ, в 1999-м избран депутатом Госдумы.

* Закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» был принят Госдумой в конце февраля, но в начале марта отклонен Советом Федерации. Была создана согласительная комиссия, в состав которой вошел Мартин Шаккум.

Журнал «Финанс.» №15(201) 16-22 апреля 2007 — Фигуры

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.