Союзный уговор ОРИ

Возложив венки к могиле Неизвестного солдата, Владимир Путин, Александр Лукашенко, Леонид Кучма и Нурсултан Назарбаев объявили журналистам в Екатерининском зале Кремля, что к сентябрю 2003 года будет подготовлено соглашение о формировании согласованной экономической политики и создании межгосударственной независимой комиссии по торговле и тарифам.

Президенты подчеркнули, что это не отменяет всех предыдущих соглашений «четверки» и не является «свидетельством о смерти» СНГ. Таким образом, на пространстве бывшего СССР начинают действовать уже три формальных объединения «братских республик» — СНГ, ЕвразЭС, а теперь еще и ОРИ. Замысел президентов поражает простотой и масштабами. Планируется создать формально независимую от правительств четырех государств комиссию, которая займется формированием единых таможенных тарифов (либо вовсе их отменит) для свободного и равноценного передвижения товаров и услуг. То есть в результате будет создана так называемая зона свободной торговли, о которой мечтают в Кремле еще со времен развала великой державы.

На традиционном совещании с членами правительства после подписания четырехстороннего заявления Владимир Путин обязал министров мобилизовать экспертов на немедленную разработку задуманного соглашения.

Примечательно, что за несколько дней до заявления президентов (больше похожего, правда, на добровольно принудительный уговор) в Киеве состоялся неформальный саммит глав государств СНГ. А за несколько дней до минувших выходных в Центре международной торговли в Москве прошел Первый экономический форум ЕвразЭС. На этих встречах главы государств, видимо, и не помышляли, что их ждет вскоре новое испытание. Причем на последней казахстанский президент в пух и прах раскритиковал темпы интеграции в рамках ЕвразЭС, а Михаил Касьянов в противовес выступлению Назарбаева снова, как и летом прошлого года, завел нескладную песню о введении рубля в качестве единой валюты пяти государств. На саммите в Киеве (куда, кстати, не приехали представители Центральноазиатского региона) президенты были заняты в основном тем, что выясняли экономические и политические отношения.

Здоровый прагматизм Путина подсказал свежее решение — объединяться не с политического «конца», который до сих пор так и не удалось нащупать, а под единой экономической «крышей». Однако, даже если отбросить в сторону все политические разногласия стран, создать новый жизнеспособный с экономической точки зрения альянс — дело почти безнадежное. Десять лет «интеграции» на пространстве бывшего СССР — этому доказательство.

Таможенный союз, тихо умерший в 2000 году, обрушил все надежды вошедших в него государств о беспошлинном движении товаров и услуг. Громкие заявления политиков и экономистов о том, что в рамках ЕвразЭС согласованы и приведены к единому знаменателю 85% таможенных тарифов, на деле оборачиваются потоком «очищенных» поставок в Россию белорусских и западноевропейских товаров, которые иначе как контрабандой не называют. Александр Лукашенко твердит о российских бюрократах, мешающих созданию Союзного государства, а сам настаивает на эмиссионном центре в Минске и не спешит продавать российским предпринимателям белорусские предприятия. Российский газ ему при этом очень нравится покупать по российским же внутренним ценам. Леонид Кучма исключительно из политических соображений согласился на создание совместно с «Газпромом» газового консорциума. Это, однако, ничуть не мешает Украине заниматься реэкспортом российского газа в европейские страны. Нурсултан Назарбаев клятвенно обещает загружать под завязку российские трубопроводы и одновременно сулит помочь казахстанской нефтью строителям проамериканского нефтепровода Баку-Джейхан.

Это экономические противоречия, видимые невооруженным взглядом. Трудно даже предположить, во что они могут вылиться при ближайшем рассмотрении, которое неизбежно в случае реальных шагов по интеграции в рамках ОРИ. Поэтому практически все российские экономисты с большой долей скепсиса относятся к новым политическим инициативам президентов. Глава Минэкономразвития Герман Греф считает, что главным тормозом на пути создания нового союза могут стан переговоры четырех государств о вступлении в ВТО. Впрочем, считает Греф, у государств появился последний шанс договориться по основным экономическим разногласиям. По мнению главы Экспертного института Евгения Ясина, немало проблем возникнет при создании единой рублевой зоны. Опять возникнет вопрос об ответственности за проведение единой денежно-кредитной политики. Единое экономическое пространство ОРИ, считает ректор Академии народного хозяйства Владимир Мау, создать будет очень непросто. Прежде всего потому, что стремление России войти в европейское экономическое пространство мало соотносится с надеждами на интеграцию в рамках четырехстороннего союза.

Судя по всему, первым камнем преткновения, о который споткнется новый экономический союз, будет порядок уплаты НДС российскими поставщиками в общей зоне свободной торговли. По подсчетам специалистов, российская казна при уплате НДС «по месту назначения» товара будет терять ежегодно до $700 млн. В среднесрочной перспективе Россия только проиграет от такой региональной интеграции.

Журнал «Финанс.» № 1 (3-9 марта 2003) — Экономика
Александр Кривцов

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.