Костыли оплатят всем

Упал, очнулся – гипс!». Герою советского комедийного блокбастера действительно повезло: «медицинскую помощь» в турпоездке ему оказали быст­ро и безболезненно. Еще и материальными ценностями снабдили, которые сценарист все равно «изъял» в доход государства. Был ли у персонажа Юрия Никулина полис страхования выезжающего за рубеж, доподлинно неизвестно, но даже если и был, вряд ли иноземных «костоправов» он интересовал.

У современного russo turista страховка, как правило, есть, но от этого не многим легче. В большинстве случаев клиенты турфирм относятся к страхованию как к формальности: требует страна пребывания такую бумажку – ну так пусть ее получит. Что реально дает полис, интересуются немногие. И лишь малая часть этих немногих получает исчерпывающую и объективную информацию. А она подчас пугает.

Настораживает цена. Сейчас в ходу полисы двух категорий: со страховой суммой в $15 тыс. – его предлагают туристам, которые направляются в страны «бюджетного» отдыха (в Египет или Турцию, например); и с суммой в 30 тыс. евро – для выезжающих в более «дорогие» страны. Средние по рынку тарифы колеблются на уровне $0,3–0,4 в день. Но, как отмечает председатель совета директоров UTS Group Алексей Крылов, некоторым туроператорам удается договориться со страховщиками на $0,15–0,2 в день. Демпинг? Отнюдь. Это сверхдешевые продукты, в которых обязательства страховой компании сведены к минимуму, а значит, помощь от нее клиент получит далеко не всегда, не везде и уж точно не всю.

Руководитель дирекции страхования путешествующих Военно-страховой компании Марина Меликьян отмечает, что один из самых частых подвохов связан с лечением обострения хронических заболеваний. Например, в договорах используется хитрая формулировка: дескать, страховое покрытие распространяется на случаи, сопряженные с угрозой для жизни. Проблема, однако, в том, что обострение – вещь объективная, а угроза для жизни – когда как. Некоторые клиенты впоследствии пытаются доказать наличие таковой в суде.

Другой широко практикуемый способ снизить издержки компании – установить невысокие лимиты на лечение, например, довольно распространен лимит в $1000 (или евро). Такие суммы смущают даже самих страховщиков. «С сердечным приступом можно неделю проваляться в реанимации, где только один день стоит $1000», – говорит Марина Меликьян. Но ведь ничего противозаконного в этом нет (так же, кстати, как и во франшизах, избавляющих компании от многочисленных мелких выплат в $150–500). Просто рынок хотел дешевую страховку – он ее получил.

Рынок перехотел. Разгневанные туристы, не получившие помощь в желаемом объеме, звонят туроператору, где робкий диспетчер рекомендует им обращаться к страховщику. В страховой компании зачитывают выдержки из договора, уверяя, что никаких оснований для выплат нет. Но так можно поступить с одним, двумя, тремя и, возможно, с несколькими тысячами человек, а дальше начинаются проблемы – рост клиентской базы замедляется. Вот они – репутационные риски. Что же мешает повысить качество? Разумеется, конкуренты, у которых тарифы ниже, и клиенты, в большинстве своем изучающие правила страхования уже на больничной койке.

Однако выход есть. Пусть не совсем рыночный, зато универсальный – ввести минимальные, но не слишком низкие стандарты услуг. Вопросом озадачилась рабочая группа при Ассоциации туроператоров России (АТОР). В эту группу входят представители крупнейших игроков рынка, имеющие на нем примерно 70-процентную долю, страховщики и чиновники из Ростуризма. Все нормы, которые им удастся (если удастся) выработать, очевидно, станут едиными для всех.

Для начала группа определилась с минимальным набором услуг, которые должны входить в страховку. Сразу видно – старались. Достаточно сказать, что типовой полис будет по­крывать расходы на экстренную стоматологию (при сумме 30 тыс. евро лимит составит 200 евро), прокат костылей и колясок, медикаменты, экстренный перелет в Россию в связи с болезнью близкого человека, эвакуацию детей, оставшихся без родителей. Перечень, естественно, не полный. Теперь вопрос в наборе рисков, покрываемых страховкой.

Самый спорный аспект – цена вопроса. Операторы, которым важно снизить общую стоимость тура, хотят, чтобы тарифы были пониже, страховщики, которым, ежели что, платить – чтобы повыше. Пока компании сговорились на $0,56 в день за полис со страховой суммой $15 тыс., и на 1 евро при сумме 30 тыс. евро.

Разработку стандартов рабочая группа при АТОР рассчитывает завершить во втором квартале 2008 года.

Крупнейшие операторы по страхованию выезжающих за рубеж в I полугодии 2007 года КомпанияПремии по договорам страхования, млн руб.Выплаты, млн руб.Количество заключенных договоров, тыс. шт.Отношение выплат к сборам, %Средняя премия по договору, руб.

1Ингосстрах142,2465,80336,0646423

2Ресо-гарантия94,7253,34488,3956194

3Военно-страховая компания83,8120,74103,6125809

4Росно60,2917,55353,4929171

5Ренессанс-страхование53,289,63119,1618447

6Стандарт-резерв28,7811,9051,1541563

7АльфаСтрахование21,864,6153,3321410

8Авикос17,635,8153,2933331

9Русский мир17,532,5014

10Югория14,001,1531,928438

По данным компаний

Журнал «Финанс.» №02 (237) 14 января — 20 января 2008 — Страхование
Ксения Леонова

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.